Процессы глобализации оказывают влияние на сферу образования по разным направлениям, порождая целый ряд проблем и противоречий, которые предстоит преодолеть. Среди них можно выделить:
-проблему гармонизации процессов глобализации и регионализации, включая опасность потери уникальности каждого человека, его способности реализовать свой потенциал в богатстве собственной культуры;
-экономические проблемы развития международного образования в условиях ограничения возможностей деятельностью глобальных рынков и либерализации международной торговли образовательными услугами;
- необходимость ориентации высшего образования на глобализующийся рынок, придание образованию более предпринимательского характера, достижение баланса подходов к образованию как к государственной системе и как к элементу рынка социальных услуг,
- проблему стандартизации обучения, появления глобальных исследовательских культур и сетей под влиянием современных информационных технологий и др.;
Влияние глобализации на образование обусловлено следующими факторами:
· Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики;
· Развитие научно-технического прогресса и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;
· Стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность, уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними , в взаимообогащения культур;
· «Вестернизация (американизация)» духовных ценностей, связанная с доминирующей позицией западной цивилизации в экономическом, научно-техническом и политической жизни человечества.
Следует отметить, что на сегодняшний день, глобализация является важной проблемой для высшего образования, т.к от проникновения в процесс образования элементов глобализации, зависит будущее системы образования.
Россия в Болонском процессе
Цель Болонского процесса - расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.
Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.
Минобрнауки России в декабре 2004 года провело заседание коллегии по вопросу "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации", на которой был одобрен соответствующий План мероприятий, в последствии утвержденный приказом Минобрнауки России.
План мероприятий, в соответствии с положениями Болонской декларации и последующих коммюнике, предусматривает:
1. Введение двухуровневой системы высшего профессионального образования.
В октябре 2007 года был принят Федеральный закон Российской Федерации N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования).
Смотрите также::
Рекомендации специалистам по организации психокоррекционной работы,
направленной на снижение агрессивного поведения у младших школьников с
нарушением интеллекта
Фиксируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к необходимости разработать методические рекомендации по организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта. Формирующий эксперимент проводился с учащимися второго класса. В связи с этим ...
Организация жизни детей на уроке
Положительное отношение ребенка к школе, к учению формируется и воспитывается на уроке. Расположение ребенка к учебному процессу зависит от 2 основных условий: Ребенок приходит в школу не «чистым листом», а живым человеком, принося с собою все свои радости и горести, воспоминания и переживания. Реб ...
Эволюция представления о джентльменстве в английском обществе
Французский писатель Андре Моруа, знаток Англии, сказал, что: "Джентльмен, настоящий джентльмен, — это наиболее привлекательный тип в эволюции млекопитающих". В этой шутке есть большая доля истины. Действительно, трудно найти другой такой пример, как образ джентльмена, влияние которого ра ...