Новое в педагогике » Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников » Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников

Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников

Страница 2

На практике очень сложно найти подтверждение этих слов, т.к. далеко не о каждом «состоявшемся» профессионале можно сказать, что он является Личностью именно потому, что личностное самоопределение «шире» профессионального. Например, «узкий специалист», который кроме своей работы ничем не интересуется, скорее всего, слишком примитивен, чтобы считаться полноценной Личностью.

Словосочетание «профессиональное самоопределение» может употребляться и пониматься очень различно. Могут полагать, что поскольку речь идет о чем-то «профессиональном», следовательно, это может относится только к профессионалам. И может иметься в виду лишь то, как молодой специалист или работник со стажем, или, наконец, профессионал, оказавшийся на служебном отдыхе – на пенсии, находят себе применение, строят свой жизненный путь, «самоопределяются».

Все перечисленные варианты словоупотребления правомерны, они относятся к важным сторонам жизни людей. Но мы будем иметь в виду более широкое значение рассматриваемого выражения.

Будем использовать указанное выражение не только применительно к функционирующему, «готовому», но также и к потенциальному, развивающемуся субъекту профессионального труда. Слово «самоопределение» (оно содержит значение «предел», т. е. граница, ограничение) может осмысливаться и как самоограничение, постановка себе границ.

Можно согласится здесь с тем, что обдумывание будущего, жизненного, и, в частности, профессионального трудового пути это и есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем. Но уменьшение неопределенности, скажем, выбора профессии не следует понимать как воздвижение некоторых оград, заборов, препятствующих дальнейшему развитию.

Мы исходим из предположения, что, оставляя в стороне некоторые возможности выбора (и как бы лишая себя возможности «прожить» те или иные жизненные пути, предпочитая, избирая один из них), человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития. А этот процесс не имеет принципиальных ограничений.

Поэтому «самоопределение» следует понимать не просто как «самоограничение», а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества профессионалов. Понимая «профессиональное самоопределение» как однократный акт принятия решения, кратковременный процесс, или процесс который надо предельно ускорить или сократить, мы также впадаем в глубокое заблуждение.

Да, наблюдаемый и осознаваемый, процесс принятия решения старшеклассником о выборе профессионального учебного заведения, рода работы, может представляться однократным и даже мимолетным: «Не прошел по конкурсу в мединститут, тут же, не заходя домой, подал документы в мед. училище». Но это лишь кажущаяся «мгновенность» событий. На самом деле они осуществляются по формуле: «Мгновение плюс вся предшествующая жизнь». У старшеклассника в течение предшествующих лет развития могли сложится и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях. Сложились и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о «запасных вариантах» выбора профессии. Это и многое подобное в сумме характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

Поэтому профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде, как деятельность человека, обретающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Такую точку зрения представляет Климов Е.А. Содержание деятельности, о котором он говорит, - это, прежде всего, построение образов желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения орудийным оснащением (средствами), особенности осознания себя, своих личностных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Просветление оптики
Данная тема у Мякишева иллюстрируется рисунком (82). На нем нет подписей лучей, и только стрелками указан их ход. Поэтому считаю этот рисунок трудным для восприятия. В учебнике Касьянова эта тема представлена рисунком (83). Он понятен, на нем много пояснительных подписей и поэтому он более удачно о ...

История развития теории мышления
Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления - к ассоциативным законам. Проблемы мышления стали осознаваться, начиная с 17 века. К ...

Отражение и преломление света
В учебнике Пурышевой явление отражения и преломления света показано на опыте с оптической шайбой. Это учит школьников хотя бы на бумаге уметь представить и понять эксперимент и сделать выводы по полученным экспериментальным данным. Те же самые рисунки этой установки изображены в учебниках Пинского ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru