Новое в педагогике » Учебные задания с элементами истории математики как средство развития исследовательских умений учащихся 7-9 классов » Типы и структура учебных заданий по математике с элементами историзма

Типы и структура учебных заданий по математике с элементами историзма

Страница 1

Что же такое учебное задание? На этот вопрос можно ответить с точки зрения учебной деятельности. Её «основным структурным компонентом является учебная задача. Цель этой задачи – развитие обучающегося, подведение его к овладению обобщенными (основными) отношениями в рассматриваем области, к усвоению и овладению новыми способами действий.

Учебная задача – это обобщенная цель деятельности, поставленная (сформулированная) перед учащимися в виде обобщенного учебного задания

, например: осознать и усвоить способ действия по решению дробно-рациональных уравнений.

Учебная задача (с позиции методики обучения) есть синтез предметной задачи (задач) и учебных целей (цели)».

В своей работе, Баранова Е.В., выделяет типы учебных заданий, которые способствуют актуализации и обогащению различных форм умственного опыта учащихся. К ним относятся учебные задания:

а) направленные на актуализацию и обогащение понятийного опыта;

б) формирующие умение планировать, контролировать учебную деятельность, развивающие открытую познавательную позицию учащихся;

в) учитывающие эмоционально – оценочный опыт школьников и формирующие ценностное отношение к математическому материалу.

Для формирования понятийного опыта - это

1. задание – мотивировка;

2. задание – история формулировки;

3. задание - освоение математической символики;

4. задание – поиск формулы;

5. задание – история развития понятий;

6. задание – значение термина;

7. задание – свойства понятий;

8. задание – история алгоритма.

Для метакогнитовного опыта – это

1. задание – проблематизация;

2. задание – поиск ошибок;

3. задание – столкновение разных мнений.

Для эмоционально – оценочного опыта – это

1. задание – эмоциональное впечатление;

2. задание – микросочинение с элементами истории науки;

3. задание – биография.

Структура таких заданий:

· первая часть задания представляет собой текст из истории математики,

· вторая часть задания содержит вопросы для школьников, способствующие установлению связей данного исторического факта с учебным материалом школьной математики и формированию различных форм умственного опыта учащихся.

Приведем примеры некоторых выделенных типов заданий.

Задание – освоение математической символики:

«Крупнейший европейский алгебраист XVI века Лука Пачоли (1445-1517), называвший алгебру «великим искусством», значительно усовершенствовал алгебраическую символику. Уравнение в символике Пачоли записывается так: 5 ce p 2 co равно 4 co m nº3.

1) Найдите соответствия в записях между уравнением в символике Л.Пачоли и уравнением, записанном в современном виде. Назовите, как в данном уравнении обозначена неизвестная, квадрат неизвестного, свободный член уравнения, действия сложение, вычитание.

2) Записать уравнение в символике Пачоли».

Задание-история формулировок:

«Прочти правило, составленное индийским математиком Брахмагуптой (род. 598 г.). «Сумма двух имуществ есть имущество, двух долгов – долг, имущества и долга – их разность, а если они равны – нуль. Сумма нуля и долга есть долг, имущества и нуля – имущество, двух нулей – нуль».

1) Что в этом правиле понимается под словами «имущество», «долг»?

2) «Переведите» этот текст на современный математический язык.

3) Попытайтесь представить правило схематически.

Задание-поиск формулы:

«прочтите текст из сочинения аль Хорезми об уравнении вида

(b>0, c>0).

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Формирующий этап: разработка цикла занятий, направленных на развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО
Вторым этапом экспериментальной работы является разработка цикла занятий на развитие воображения младших школьников. Материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся элементов, базируется уже на изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже извес ...

Современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования
В данном параграфе рассмотрим современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования, описанные в журнале "Начальная школа". Т. Д. Куртукова – учитель русского языка и литературы считает, что педагог должен уметь строить взаи ...

Системы образования некоторых стран
Нидерланды Вся система голландского образования базируется на главном принципе: свобода образования. Это включает в себя описанные ниже принципы организации школьного образования. Свобода образования, гарантируемая определенной статьей Конституции страны, основывается на свободе учреждения школ, ор ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru