Что же такое учебное задание? На этот вопрос можно ответить с точки зрения учебной деятельности. Её «основным структурным компонентом является учебная задача. Цель этой задачи – развитие обучающегося, подведение его к овладению обобщенными (основными) отношениями в рассматриваем области, к усвоению и овладению новыми способами действий.
Учебная задача – это обобщенная цель деятельности, поставленная (сформулированная) перед учащимися в виде обобщенного учебного задания
, например: осознать и усвоить способ действия по решению дробно-рациональных уравнений.
Учебная задача (с позиции методики обучения) есть синтез предметной задачи (задач) и учебных целей (цели)».
В своей работе, Баранова Е.В., выделяет типы учебных заданий, которые способствуют актуализации и обогащению различных форм умственного опыта учащихся. К ним относятся учебные задания:
а) направленные на актуализацию и обогащение понятийного опыта;
б) формирующие умение планировать, контролировать учебную деятельность, развивающие открытую познавательную позицию учащихся;
в) учитывающие эмоционально – оценочный опыт школьников и формирующие ценностное отношение к математическому материалу.
Для формирования понятийного опыта - это
1. задание – мотивировка;
2. задание – история формулировки;
3. задание - освоение математической символики;
4. задание – поиск формулы;
5. задание – история развития понятий;
6. задание – значение термина;
7. задание – свойства понятий;
8. задание – история алгоритма.
Для метакогнитовного опыта – это
1. задание – проблематизация;
2. задание – поиск ошибок;
3. задание – столкновение разных мнений.
Для эмоционально – оценочного опыта – это
1. задание – эмоциональное впечатление;
2. задание – микросочинение с элементами истории науки;
3. задание – биография.
Структура таких заданий:
· первая часть задания представляет собой текст из истории математики,
· вторая часть задания содержит вопросы для школьников, способствующие установлению связей данного исторического факта с учебным материалом школьной математики и формированию различных форм умственного опыта учащихся.
Приведем примеры некоторых выделенных типов заданий.
Задание – освоение математической символики:
«Крупнейший европейский алгебраист XVI века Лука Пачоли (1445-1517), называвший алгебру «великим искусством», значительно усовершенствовал алгебраическую символику. Уравнение в символике Пачоли записывается так: 5 ce p 2 co равно 4 co m nº3.
1) Найдите соответствия в записях между уравнением в символике Л.Пачоли и уравнением, записанном в современном виде. Назовите, как в данном уравнении обозначена неизвестная, квадрат неизвестного, свободный член уравнения, действия сложение, вычитание.
2) Записать уравнение в символике Пачоли».
Задание-история формулировок:
«Прочти правило, составленное индийским математиком Брахмагуптой (род. 598 г.). «Сумма двух имуществ есть имущество, двух долгов – долг, имущества и долга – их разность, а если они равны – нуль. Сумма нуля и долга есть долг, имущества и нуля – имущество, двух нулей – нуль».
1) Что в этом правиле понимается под словами «имущество», «долг»?
2) «Переведите» этот текст на современный математический язык.
3) Попытайтесь представить правило схематически.
Задание-поиск формулы:
«прочтите текст из сочинения аль Хорезми об уравнении вида
(b>0, c>0).
Смотрите также::
Задачи по формированию эстетических суждений о природе через продуктивные
виды деятельности
развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; показать, как н ...
Дидактические основы использования технических средств обучения и
воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: - являются источником информации; - р ...
Источники мотивации в процессе обучения
Необходимо, чтобы процесс обучения захватывал его целиком, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. Ребенка в ходе учения не должно покидать чувство постепенного, постоянного обогащения его жизни, удовлетворения его растущих познавательных потребностей и интересов. познавательные силы ...