Для правильного выбора профессии молодым человеком необходима государственная система профессиональной ориентации молодежи. В данном контексте, профориентацию можно рассматривать как «комплекс мероприятий различных государственных и общественных организаций, направленных на формирование устойчивых потребностей к тем или иным профессиям или их группе и желания трудиться по ним».
Абсолютное большинство авторов, занимающихся профориентацией молодежи, сходятся во мнении, что в современной России нет единой государственной системы профориентации молодежи в ювенальной политике. Ювенальная политика – специфическая деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленная на поддержание нормативного жизнеобеспечения семьи, детей, подростков и молодежи в современных условиях. Одной из ее задач является развитие ювенального потенциала, т.е. повышение качества и количества молодого поколения. Одним из компонентов ювенального потенциала является трудовой потенциал. Через систему профессиональной ориентации государство должно формировать трудовой потенциал страны. Таким образом, профессиональная ориентация молодежи должна занимать не последнее место в единой государственной ювенальной политике.
Отсутствие единой государственной системы профессиональной ориентации молодежи Н.Н. Лукин связывает это с переходом к рыночной экономике и политикой невмешательства в сферу экономической деятельности. Службы занятости занимаются профориентацией безработных, а школьники, как правило, предоставлены в выборе профессии сами себе. Профориентацией молодого человека, заканчивающего школу, как правило, занимаются отдельные энтузиасты (например, учителя психологии в школе, социальные педагоги и т.д.).
Для подготовки высококвалифицированных специалистов профессиональная ориентация необходима. В этом процессе должно участвовать не только государство, но и рыночные структуры, что поможет вывести профессиональную ориентацию на соответствующий уровень для развития экономики страны.
Чтобы профессиональная ориентация существовала как единый механизм, необходима достаточно хорошо подготовленная нормативно-правовая база. В России такая база отсутствует. Кроме того, государство играет слишком малую роль в управлении и планировании трудовых ресурсов.
Вопросу профессиональной ориентации молодежи незаслуженно уделяется слишком мало внимания, так, только в 1980-х годах ошибки граждан в выборе профессии ежегодно «стоили» государству более 11 млрд. рублей.
Основными регуляторами правовых отношений в области профессиональной ориентации являются такие нормативны акты:
- ФЗ «О занятости населения в РФ» закрепляет право на бесплатную профориентацию через службу занятости как одно из основных прав граждан в области содействия трудовой занятости;
- Постановление Министерства труда РФ от 29.08.1995 года «Об утверждении основных направлений развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения»;
- Постановление Министерства труда РФ от 27.09.1996 года «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ», в котором дано понятие профориентации, названы ее цели, задачи, направления и методы, названы органы, занимающиеся профориентацией, определена их компетенция, приведен минимум бесплатных профориентационных услуг и т.д.;
- Конвенция МОТ «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 года, согласно которой государства обязаны сделать более широкую профориентацию доступной детям, молодежи и взрослым, включая лиц с физическими и умственными недостатками;
Смотрите также::
Сферическое зеркало
В учебнике Пурышевой на рисунке (39) изображены непосредственно вогнутое и выпуклое зеркала и отдельно рассматривается на рисунке (40) ход лучей в вогнутом зеркале. Это позволяет учащимся постепенно осваивать данный материал. Но ход лучей в выпуклом зеркале автором не рассматривается. Рис. 39 Пурыш ...
Структура процесса
Как говорил Е.А. Аркин, действительная сущность воспитания заключается в создании новых ценных качеств на основе того, что есть в ребенке сильного, здорового, прекрасного, а истинная сущность ребенка заключается в его способности, возможности, стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. И как час ...
Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребёнка
Семейное воспитание не всегда бывает «качественным», так как одни родители не умеют способствовать развитию своих детей, другие не хотят делать этого, а третьи не могут развивать ребёнка в силу каких-либо жизненных обстоятельств (потеря работы и средств к существованию, тяжёлые заболевания, амораль ...