Новое в педагогике » Значение педагогического опыта в повышении профессионализма учителя » Сферы проявления педагогического мастерства

Сферы проявления педагогического мастерства

Страница 1

Реальный этап педагогической организация начинается с постановки толковой и реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя у детей и обсуждения планов выполнения дела. Уже сама постановка целей является средством стимулирования детей, возбуждения у них интересов, целеустремленности, ожидания завтрашней радости. Задачи-перспективы бывают Деловыми и психологическими. Деловые перспективы раскрывают перед детьми социальную ценность предстоящей деятельности, значительность и общественную важность намеченных дел. Психологические перспективы вооружают школьников индивидуальными целями, определяют место каждого в общей работе. Деловые и нравственно-психологические индивидуальные задачи формируют стремления детей, определяют направленность чувств и воли. Индивидуальная задача, которую ему доверено решить, пробуждает в ребенке самолюбие, чувство долга и чести, ответственность, радость предстоящего творчества. Цели — перспективы рождают целеустремленность, воодушевляют ребят, помогают преодолеть отрицательные эмоции и создают положительный эмоциональный настрой. Возбудить у учащихся в процессе работы, стимулирующие их деятельность чувства — важная задача педагога-мастера.

После того, как перспектива овладела коллективным и индивидуальным сознанием ребят, предстоит широкое, демократичное обсуждение проектов, планов выполнения задуманного дела. На этом этапе важно всеми средствами поддержать детское творчество, их собственные самодеятельные идеи и предложения по поводу лучшей организации работы, расстановки исполнителей. В ходе обсуждения естественно возникают горячие споры по поводу противоречивых предложений, происходит столкновение непримиримых мнений. В некоторых случаях, когда в отношениях ребят возникает острая, экстремальная, тупиковая ситуация, педагог-мастер на время прерывает обсуждение и предлагает всем прекратить дискуссию. Оставшись наедине, дети и взрослые, постепенно освобождаясь от воздействия накаленных страстей, субъективных мнений, вновь продумывают все происшедшее и более трезво оценивают свое поведение в сложившейся ситуации. В результате — одни находят новый, более приемлемый для всех вариант решения вопроса; другие — раскаиваются в своей запальчивости и готовы уступить в споре; третьи — все видят вдруг в новом свете, а четвертые, продолжая упорствовать в своей неправоте, нередко обнаруживают неспособность к объективным суждениям и утрачивают влияние на своих товарищей.

Следующий элемент мастерства педагогической организации — умение, с учетом их мнений и пожеланий, расставить ребят по рабочим местам, распределить поручения, подобрать каждому дело по душе. В целях воспитания в ребенке творческого отношения к делу, достижение наибольшей эффективности труда важно предоставлять ему возможность заниматься желанной, любимой работой. Вдохновение, сопутствующее творчеству,— явление капризное и тонкое, рождающееся прежде всего в привлекательном, доставляющем радость, труде. Однако для воспитания в ребенке упорства и воли, умения преодолевать внешние и внутренние трудности в интересах коллектива, умения вдохновляться совершением общественного благ ему необходимо поручать трудные, внешне не привлекательные, но нужные другим людям дела. Духовная потребность в труде и вдохновение родятся сами в процессе работы, как результат благодеяния, упорства и целеустремленности.

Мало только распределить поручения, нужно четко и по-деловому проинструктировать каждого ребенка. Дети часто не справляются с заданиями, как в учебе, так и в жизни из-за незнания, что и как надо делать. Любому делу детей надо учить. Когда ребята приступили к работе, для педагога-мастера наступает один из сложнейших моментов педагогической организации. Он держит в поле зрения всех ребят и постоянно контролирует ход выполнения ими порученной работы. Для одних он повторяет инструктаж уже на практическом примере; других подбадривает и стимулирует; третьих, которые могут, но не очень хотят работать, он побуждает поощрением и осуждением.

Важным составным элементом мастерства педагога является широкое использование игры, игрового оформления разнообразных дел, начиная от урока и кончая организацией порядка в школе. Это не значит, что все нужно превращать в игру. Она вступает в свои права как способ организации деятельности детей в педагогическом процессе, когда способна выполнить роль дополнительного стимула, вспомогательного средства преодоления трудностей, особенно при исполнении необходимых, но однообразных и утомительных занятий. Игра, используемая в сложных трудовых делах, позволяет переключить внимание и сознание детей с однообразия действий на развлекательное их оформление. Введение элементов игры в урок дает возможность учащимся отвлечься от напряжения, трудностей, неудач и вновь мобилизовать свои силы для рабочего взлета. Игра как форма деловых отношений помогает ребенку легче понять и принять отношения руководства и ответственной зависимости, долга и дисциплины. Игровой стиль отношений облегчает и упрощает взаимоотношения ребят в процессе педагогической организации их жизни. Понимание игровой условности происходящих событий позволяет школьникам осуществлять взаимодействия в предполагаемых, возможных самых сложных нравственных жизненных ситуациях. Наконец, в процессе игры легко осуществляется выражение детьми разнообразных чувств по поводу происходящих событий: радости и гнева, восторга и осуждения, негодования и сострадания, это сильно развивает и обогащает их эмоциональную сферу.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Рейтинговая система оценивания оказывает благотворное влияние на деятельность как школьников, так и преподавателей.
Во-первых, рейтинговая система стимулирует соревнование между школьниками. Во–вторых, рейтинговая система у подавляющего большинства учащихся повышает посещаемость занятий. Отсутствуя на занятиях, ребёнок не набирает необходимого количества оценок и, к тому же, получает отрицательные баллы за кажды ...

Особенности организации художественного творческого коллектива
Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации. М.П. Мусоргский. Народная песня исключительно ценный материал в эстетическом воспитании. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Х ...

Меры по развитию и популяризации в России здорового образа жизни
В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно актуальной. По данным Всероссийской диспансеризации, проведенной в 2008 году среди детей в возрасте от 0 до 18 лет, лишь 32,1% детей признаны здоровыми, 51,7% имеют ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru