Новое в педагогике » Профессиональная ориентация школьников как направление политики занятости молодежи » Система профессиональной ориентации молодежи

Система профессиональной ориентации молодежи

Страница 1

Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина:

1) область приложения сил человека, то есть область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции;

2) общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями;

3) подготовленность, то есть знания, умения, навыки, благодаря которой он может выполнять определенные трудовые функции;

4) деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций.

Профессия существует в виде множества трудовых постов или должностей. Существует множество классификаций профессий, строящиеся на различных основаниях: по отраслям народного хозяйства, по степени развития психофизиологических функций, по степени тяжести и т.п. В Российской Федерации в 1996 году создан Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Кроме того, существует Международная стандартная классификация профессий, созданная совместно ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ.

Следующими понятиями, связанными с понятием профориентации, являются понятия «оптация» и «оптант». Оптация – это принятие решения о выборе пути профессионального развития, тогда, соответственно, оптант – это человек, принимающий такое решение. В практике профориентологов понятие «оптант» определяется как не просто человек, выбирающий свой дальнейший профессиональный путь, а именно старшеклассник.

Профессиональное становление личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Детерминацию профессионального развития можно представить следующим образом: во время профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также внутриличностные. Существует множество классификаций стадий профессионального становления личности. Рассмотрим классификацию, предложенную Зеером Э.Ф., он выделяет семь стадий:

1. Аморфная оптация (0 – 12 лет), основными психологическими новообразованиями являются: профессионально ориентированные интересы и склонности;

2. Оптация (12 – 16 лет): профессиональные намерения, выбор профессионального образования и подготовки, учебно-профессиональное самоопределение;

3. Профессиональная подготовка (16 – 23 года): профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду;

4. Профессиональная адаптация (18 – 25 лет): освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества;

5. Первичная профессионализация: вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, человек начинает заниматься квалифицированным трудом;

6. Вторичная профессионализация: происходит повышение квалификации, выработка профессионального менталитета, стабилизируется уровень профессиональной активности;

7. Профессиональное мастерство: переходят работники, которые обладают творческим потенциалом и развитой потребностью в самореализации.

Как можно заметить, профессиональное становление личности проходит через всю жизнь человека. Каждый этап становления характеризуется появлением у человека, каких – либо новообразований, связанных с трудом и профессиональной деятельностью.

Еще одним не мало важным понятием является понятие «профессиональной пригодности». Профпригодность – это соответствие личностных хврвктеристик обследуемого требованиям прфессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью. К основным компонентам профессиональной пригодности можно отнести гражданские качества, отношение к труду профессии, склонности и интересы к данной области деятельности, общая дееспособность, единичные, частные и специальные способности, а так же навыки, знания и опыт.

Кроме того, важную роль при профессиональной ориентации молодежи играют профессиограммы. Профессиограмма – характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а так же противопоказаний по состоянию здоровья. Она дает возможность определить профессиональную пригодность человека, а так же дает возможность оптанту больше узнать о профессии, и соответственно, снижает шанс сделать неправильный выбор. Она направлена на создание целостного восприятия содержания и особенностей конкретного вида труда.

Существует множество понятий профессиональной ориентации. Например, Зеер Э.Ф. дает несколько определений этому понятию:

- это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества;

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Система работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения
При прохождении практики мы осуществляли работу коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения. В связи с этим, нами подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, произносительность, правильность речи детей ...

Становление и развитие теоретических знаний в истории православной педагогической культуры России
Приняв Крещение, русский народ получил богатейшую литературу, и прежде всего Библию. В большинстве православных семей России принято было ежедневно читать Евангелие, а Псалтырь знали наизусть, она была практически настольной книгой наших предков. Читая их, человек Древней Руси постигал сущность хри ...

Классификация видов и форм самостоятельной работы
Бурный рост научной информации потребовал некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы на умение учиться самому. У любого учителя, приступ ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru