Новое в педагогике » Системы воспитания и обучения древних цивилизаций » Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

Страница 1

В этой главе мы подробно изучим особенности древнекитайских систем воспитания и обучения. Рассмотрим их зарождение и развитие, влияние на них философских взглядов таких мудрецов как Конфуций, его сторонников и оппонентов.

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, по мнению А.Н. Джуринского, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

З.И. Васильева отмечает, что большое значение на развитие педагогической мысли и практики воспитания сыграли мудрецы Древнего Китая. Самым знаменитым из мудрецов Древнего Китая был, конечно, Учитель Кун – Кун-цзы, которого европейцы привыкли называть именем Конфуций. Он родился в 551 г. до н.э. в небольшом княжестве Лу, служил при дворах нескольких князей, имел несколько тысяч учеников, которые переходили с ним из княжества в княжество, и умер в 479г. до н.э.

По мнению профессора Марковой А.Н., Конфуций обобщил опыт воспитания Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия.

Поведение благородного человека, согласно Конфуцию, строится на том, что он ясно понимает свое место в социальной иерархии и потому в любой роли сохраняет глубокое чувство собственного достоинства. Он чтит предков, уважает родителей и слушает старших. К тем же, кто ниже него он относится гуманно. Идеалом благородного человека должен быть сам правитель. Он и служит образцом для подражания, воспитывая их собственным примером. Для Конфуция и его последователей есть нечто более высокое, чем интересы и желания правителя, - это Воля Неба.

Конфуций предпринял первую попытку теоретического осмысления воспитания. Опираясь на китайскую педагогическую традицию, он сделал вопрос о правильном воспитании членов общества неотъемлемой частью своего этико–политического учения.

Конфуций не считал воспитание всесильным, связывая его со способностями людей и их трудолюбием, а природные людей материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеального человека.

Ученый отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы, он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний ("чернь").

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами, благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение шести искусствам "сынов неба" и "благородных мужей".

Латышина Д.И. полагает, что Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности: "Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность". До Конфуция великими признавались только боги, цари, герои. Он же провозгласил человека творцом культуры, создающего Прекрасное, Возвышенное и Должное, потому не уступающего богам. Очеловечивает человека способность осмыслить свою жизнь. Прежде чем поучать других, необходимо позаботиться о собственном совершенствовании. "Будь мастером не ремесел, а собственного сердца, постигни смысл жизни в самоуглубленной работе сознания, для которой не требуется ни технические орудия, ни власть",- таков главный завет Конфуция.

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Образовательное и воспитательное значение уроков ИЗО
В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей В системе обучения и воспитания учащихся школы большое ...

Работа с папье-маше на внеклассных занятиях по трудовому обучению
Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстёры . Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, п ...

Советская система дошкольного образования
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошк ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru