Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования

Педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования

Страница 6

В ходе опытно-экспериментальной работы педагогическое обеспечение ситуаций успеха в учебной деятельности младших школьников стимулировало интерес ребенка к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме, удовлетворенность межличностными отношениями в коллективе; повышение адекватности самооценки в системе статусно – ролевых связей общества. Педагогическое обеспечение ситуаций успеха в учебной деятельности стимулировало:

интерес у учащихся к учебному процессу;

радость познания, радость творчества, радость общения;

уверенность в себе и своих силах;

мотив к дальнейшей успешной учебной деятельности;

заинтересованность в личных особенностях и достижениях другого, проникнутую симпатией;

открытие своего "Я", выделение себя из мира;

осознание своего места в системе статусно - ролевых связей общества.

В создании условий ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников учитель использовал следующую логику педагогического обеспечения коммуникативной деятельности:

перед началом работы педагог вселял в детей уверенность в том, что все добьются положительного результата; выполнял задания вместе с воспитанниками, оказывая им посильную помощь;

педагог сотрудничал со школьниками, при этом выступал не как педагог, а как помощник; именно такой прием активизировал игровую деятельность ребенка, способствовал самостоятельности, самовыражению;

при выполнении упражнений учитель создавал условия для межличностного общения. Таким образом, дети учились искусству общения, умению помогать друг другу;

в процессе занятий учитель предлагал задания, способствующие повышению у воспитанников чувства собственной значимости, стимулированию активности и инициативы. Ребенок получал удовлетворение от общения, так как прилагал максимум усилий. При этом происходило объединение детей на основе общей цели, реализовывались идеи деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.

Нами был использован следующий алгоритм работы:

Снятие страха.

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться".

"Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения".

"Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".

Авансирование успешного результата.

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности (помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания).

"Возможно, лучше всего начать с… "

"Выполняя работу, не забудьте о… "

Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…"

Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

"Только ты и мог бы ."

"Только тебе я и могу доверить…"

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…"

Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий).

"Нам уже не терпится начать работу…"

"Так хочется поскорее увидеть…"

Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение".

"Больше всего мне в твоей работе понравилось…"

"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

В процессе учебной деятельности нами были использованы приемы и упражнения, способствующие активизации группового взаимодействия и развитию инициативности, креативности, активности, коммуникативности.

Так прием "Общая радость", который состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива, способствовал возникновению эмоционального отклика окружающих на успех члена своего коллектива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Смотрите также::

История Болонского процесса
Объединение высшей школы в европейских странах назрело еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в ...

Влияние игровой деятельности детей дошкольного возраста на психическое развитие
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. В игре как в особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы челове ...

Коммуникативные взаимосвязи в образовательном процессе
Человеческое бытие есть всегда «бытие с другими». Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться. В сфере образования общение, с одной стороны, есть средство познания и приобщения к ист ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru