Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Психологические основы формирования устной речи

Психологические основы формирования устной речи

Страница 1

В психологии рассматриваются вопросы речевой деятельности детей младшего школьного возраста. Р.С. Немов рассматривает высказывание как продукт речевой деятельности.

С точки зрения психологии речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, а тем более ту, которая несёт большую смысловую нагрузку. Благодаря речи как средству общения индивидуальное создание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причём в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Известно, что продуктом любой деятельности является высказывание. Высказывание может быть развёрнутым и сокращённым.

В развёрнутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределённо-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

Сокращённое речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развёрнутой речью. Меня заинтересовал вопрос о том, как идёт процесс формирования речи.

Существуют разные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них – теория научения.[8] Предполагается, что у ребёнка имеется врождённая потребность в речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведёт к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения.

Однако данная теория не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности, ту быстроту, с которой в раннем детстве ребёнок осваивает речь. Кроме того, для любых способностей. Чтобы их развивать, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения. С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те мотивы в развитии речи ребёнка, которые не имеют аналогов у взрослых, то есть такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

Ещё одна теория усвоения речи называется когнитивной. Согласно ей, развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Ж. Пиаже предполагает, что речевое развитее зависит от развития мышления, а не наоборот. Установлено – и это одно из основных исходных положений данной теории - что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация ребёнка.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Развитие формального мышления в отрочестве
Согласно Пиаже, интеллект представляет собой частную форму адаптации организма, Взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понима ...

Принцип систематичности
Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания. Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с ...

Нетрадиционные виды уроков изобразительного искусства
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Многие учителя рисования в начальных классах работают по программе "Изобразительное искусство и художественный труд”, разработанной под руководством народного художник ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru