На уроках русского языка и литературного чтения ребёнок учится устному выступлению, общению.
Основной вид человеческой деятельности – речь монологическая, диалогическая.
Учащиеся начальных классов необходимо научить устной речи. А чтобы это сделать, учителю нужно знать очень многое, что касается устной речи. Диспенсеры для мыла автоматический диспенсер для жидкого мыла.
Что же такое устная речь?
Устное выступление – это речь, произносимая не письменно.
Устная речь – речь в акустическом коде. В отличие от письменной речи, она моментальна, одноразова, не подготовлена – импровизируется, ей свойственна быстрота реакции в диалоге, богатые возможности выразительности. Устную речь считают первичной по отношению к письменной.
Существует достаточно много литературы, посвящённой теме устного выступления.
П. Сопер считает, что «разумное устное обращение коренным образом отличается от письменного. Оно во многих отношениях более жизненно. В нём есть лицо говорящего и есть слушатели, занятые обсуждением особого вопроса по тому или иному поводу. Речь не обращена в пустоту».
Устная речь обладает значительным арсеналом средств для передачи мыслей и чувств. Слова в устной речи в той или иной степени сопровождаются интонацией, мимикой, жестами. Эти средства устной речи выполняют важную функцию: через них говорящий передаёт своё отношение к предмету речи, а также то, что нельзя передать одним словом.
Также устная речь обладает ещё одной особенностью – импровизированностью. При произнесении устной речи можно составить предварительный план, можно ясно представить, о чём говорить, можно даже написать речь, но когда придёт время выступать перед аудиторией, нужно будет на ходу подыскивать слова, в значительной степени импровизировать. А так как «слово не воробей: вылетит – не поймаешь», то надо выразить свои мысли возможно более правильно и точно. А это очень трудно для неопытного оратора.
Третья особенность устной речи – непосредственность общения оратора со слушателями. Устное выступление может быть монологическим или диалогическим, но устная речь всегда рассчитана на слушателей.
Отличительными признаками устной речи являются: стремление оратора к выразительности, импровизированность и непосредственность общения со слушателями, которые создают основу для своеобразия в словесном оформлении и в композиции словесного материала в целом.
В «Методике обучения русскому языку» рассматривается вопрос о речевой деятельности. Известно, что продуктом речевой деятельности в любом акте является высказывание. К речевому оформлению высказывания предъявляются следующие требования:
1. Речь должна быть содержательной.
2. Речь должна быть логически последовательной.
3. Речь должна быть ясной, то есть доступной для понимания воспринимающего.
4. Относительно богатой языковыми изобразительно-выразительными средствами.
5. Правильной в грамматическом отношении.
6. Речь должна быть точной.
7. Речь должна быть чистой.
8. Речь должна быть выразительной.
Эти требования любой оратор должен хорошо знать, чтобы приготовить свою речь, а затем ярко выступить.
Существуют различные типы устных выступлений. Поль Сопер выделяет их в зависимости от общей цели.
Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. Мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдётся без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представить себе, какая же из общих установок является преобладающей и в соответствии с этим строить свою речь.
Поль Сопер приводит разные типы устных выступлений (развлекательная речь, информационная речь, убеждающая речь, призывающая к действию речь), но в практике школы наиболее часто используют два типа устных выступлений:
Информационная речь. Задача информационной речи не только пробудить интерес, любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением.
Смотрите также::
Правила подведения итогов внеклассного мероприятия
Для подведения итогов игры-путешествия из учительского или административного состава определяется жюри, на которое возлагается задача объявлять победителя каждого уровня в процессе игры, а так же подводить итоги для выявления победителя по её окончанию. За победу в уровне, одержавшая её команда пол ...
Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкальной
деятельности
Практическое изучение создания условий для развития музыкальных творческих способностей детей в семье проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г.Череповца. Изучались дети и их семьи в старшей группе № 4. Первоначально нам было необходимо определить уровень развития творческих ...
Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного
процесса в учреждениях начального профессионального образования
Отправной точкой теоретического анализа данной проблемы мы избрали построение ее понятийно-категориального аппарата, включившего основные и рядополагающие компоненты, такие, как «профессиональное образование», «учреждение начального профессионального образования», «воспитание», «профессиональное ...