Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Процесс формирования навыков устного выступления оратора

Процесс формирования навыков устного выступления оратора

Страница 1

На уроках русского языка и литературного чтения ребёнок учится устному выступлению, общению.

Основной вид человеческой деятельности – речь монологическая, диалогическая.

Учащиеся начальных классов необходимо научить устной речи. А чтобы это сделать, учителю нужно знать очень многое, что касается устной речи. Диспенсеры для мыла автоматический диспенсер для жидкого мыла.

Что же такое устная речь?

Устное выступление – это речь, произносимая не письменно.

Устная речь – речь в акустическом коде. В отличие от письменной речи, она моментальна, одноразова, не подготовлена – импровизируется, ей свойственна быстрота реакции в диалоге, богатые возможности выразительности. Устную речь считают первичной по отношению к письменной.

Существует достаточно много литературы, посвящённой теме устного выступления.

П. Сопер считает, что «разумное устное обращение коренным образом отличается от письменного. Оно во многих отношениях более жизненно. В нём есть лицо говорящего и есть слушатели, занятые обсуждением особого вопроса по тому или иному поводу. Речь не обращена в пустоту».

Устная речь обладает значительным арсеналом средств для передачи мыслей и чувств. Слова в устной речи в той или иной степени сопровождаются интонацией, мимикой, жестами. Эти средства устной речи выполняют важную функцию: через них говорящий передаёт своё отношение к предмету речи, а также то, что нельзя передать одним словом.

Также устная речь обладает ещё одной особенностью – импровизированностью. При произнесении устной речи можно составить предварительный план, можно ясно представить, о чём говорить, можно даже написать речь, но когда придёт время выступать перед аудиторией, нужно будет на ходу подыскивать слова, в значительной степени импровизировать. А так как «слово не воробей: вылетит – не поймаешь», то надо выразить свои мысли возможно более правильно и точно. А это очень трудно для неопытного оратора.

Третья особенность устной речи – непосредственность общения оратора со слушателями. Устное выступление может быть монологическим или диалогическим, но устная речь всегда рассчитана на слушателей.

Отличительными признаками устной речи являются: стремление оратора к выразительности, импровизированность и непосредственность общения со слушателями, которые создают основу для своеобразия в словесном оформлении и в композиции словесного материала в целом.

В «Методике обучения русскому языку» рассматривается вопрос о речевой деятельности. Известно, что продуктом речевой деятельности в любом акте является высказывание. К речевому оформлению высказывания предъявляются следующие требования:

1. Речь должна быть содержательной.

2. Речь должна быть логически последовательной.

3. Речь должна быть ясной, то есть доступной для понимания воспринимающего.

4. Относительно богатой языковыми изобразительно-выразительными средствами.

5. Правильной в грамматическом отношении.

6. Речь должна быть точной.

7. Речь должна быть чистой.

8. Речь должна быть выразительной.

Эти требования любой оратор должен хорошо знать, чтобы приготовить свою речь, а затем ярко выступить.

Существуют различные типы устных выступлений. Поль Сопер выделяет их в зависимости от общей цели.

Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. Мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдётся без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представить себе, какая же из общих установок является преобладающей и в соответствии с этим строить свою речь.

Поль Сопер приводит разные типы устных выступлений (развлекательная речь, информационная речь, убеждающая речь, призывающая к действию речь), но в практике школы наиболее часто используют два типа устных выступлений:

Информационная речь. Задача информационной речи не только пробудить интерес, любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Общие черты систем образованияв развитых странах
Начальная и средняя школа – это базовая область, где фактически формируется личность. Для этих двух ступеней существует максимальное число государственных субсидий и поддержки, устанавливаются стандарты по образовательному минимуму, регламентируются все взаимоотношения учителя, школы, родителей, пр ...

Коммуникативный подход – средство развития компетенции
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с выдвижением новой цели обучения — овладение языком как средством общения. Под общением понимается передача и сообщение информации познавательного и аффективно-оценочного характера, обмен знаниями ...

Психологическая характеристика исследуемых групп
При оценке мышления у подростков и юношей следует иметь в виду важное обстоятельство: то, что этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логические, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому и юношескому ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru