Новое в педагогике » Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в учреждениях культуры » Эстрада — мир музыкальноготеатра

Эстрада — мир музыкальноготеатра

Страница 3

Опять напрашивается аналогия с кукловодом, который тоже должен понять и «пережить» жизнь своего «героя», а потом придумать наилучшую форму для выражения его внутреннего мира. И подобно тому, как кукловод пробует разные лица, походки, костюмы будущей куклы-персонажа,— так и актер этого направления воображает на своем герое «какой-нибудь костюм и надевает его на себя, видит его поступь и подражает ей, замечает физиономию и заимствует ее. Он приспособляет к этому собственное свое лицо, так сказать, выкраивает, режет и сшивает собственную кожу, пока критик, таящийся в его первом «я», не почувствует себя удовлетворенным и не найдет положительного сходства с воображаемым лицом».

Необходимость и правомерность искусства представления на эстраде продиктована, во-первых, тем, что эстрада — искусство яркое, «броское», оно избегает полутомов, оттенков, недоговоренности, неразгаданных подтекстов — всего того, что лежало в основе новаторства Станиславского — режиссера, воссоздавшего на сцене живую жизнь — со всеми ее «подводными течениями», психологическими тонкостями и сложностями.

Во-вторых, само отсутствие барьера, «четвертой стены», отделяющей исполнителя от публики, требует от него слияния со зрителями, работы непосредственно с ними и для них, и неминуемо ведет артиста к искусству представления. Вот что говорит об этом К. С. Станиславский: «В то время, как артисты искусства переживания стараются отрешиться от толпы зрителей, чтоб сосредоточиться на внутренней сути роли и заинтересовать смотрящего, втянув его внимание на сцену, артисты искусства представления как бы сами идут к зрителям и предлагают, объясняют, показывают им свои создания .Центр внимания артиста находится не на сцене, то есть не по сю сторону рампы, как в творческом самочувствии искусства переживания, а по ту сторону рампы, то есть в зрительном зале, или, вернее, посредине между сценой и зрителями: с одной стороны, артист видит и чувствует толпу в театральном зале, а с другой —он видит и чувствует пьесу, себя самого на сцене в изображаемой им роли, и в этом «раздвоении между жизнью и игрой» . перевес на стороне последней. Встречаясь на сцене с партнером по игре, артист искусства представления чувствует не его, а зрителя или себя самого на сцене. Артист, стоя на сцене, становится собственным зрителем и одновременно докладчиком и демонстратором своего создания. Ему валено не столько что, а важно, как он демонстрирует и что об этом думает зритель, как он воспринимает .». Аркадий Райкин играет директора столовой Балалайкина, Иннокентий Смоктуновский играет принца датского Гамлета. И тот и другой играют, но игра их принципиально различна: Смоктуновский живет жизнью Гамлета, полностью перевоплотившись в него, растворившись в нем, а Райкин представляет Балалайкина, откровенно высмеивая его типические черты, открыто подчеркивая свое отношение к нему, свою отстраненность от него. Конечно же, Райкин представляет нам всех своих героев—и в это же самое время сам смеется над ними, сам ненавидит их,— разве вы этого не ощущаете? И нам интересны все эти мелкие людишки не сами по себе, а именно тем, как большой артист Райкин их представляет, как он их показывает.

Да, актер эстрады представляет, и не надо избегать и пугаться этого слова. «Представлять»— это не то же самое, что «представляться» или «притворяться». К. С. Станиславский считал искусство представления высоким искусством, он причислял к этому направлению таких выдающихся актеров, поистине властителей душ, как Тальма, Коклен, Сара Бернар!Известно, что великий режиссер высоко оценил спектакль Е. Б. Вахтангова «Принцесса Турандот», спектакль, созданный в традициях искусства представления. Спектакль получился «чрезвычайно эстрадным», если можно так сказать,— о смысле разрушения «четвертой стены», откровенного вовлечения зрителей в происходящее на сцене, в неприкрытое «представление», когда исполнители не скрывают того, что они — сегодняшние актеры, и вслух уславливаются с залом, что сейчас они (на глазах у зрителей) переоденутся и разыграют то, что однажды произошло в далекой-далекой стране .Между прочим, в этот спектакль, как в его первой постановке (в 1921 году), так и в возобновленной (в 1958году), было введено множество сугубо сегодняшних, даже злободневных реплик. Эти реплики менялись и будут меняться в зависимости от требований времени. Разве «классический театр» мог бы допустить такое? Да это же эстрада! Ну и прекрасно, Карло Гоцци и Евгений Вахтангов не в обиде от этого! «Дитя» театра Вахтангова, выученное в его школе и в его традициях, заявило и заявляет о себе спектаклями, в которых принципы эстрады сильнее и явственнее, чем в других театрах. Я имею в виду Театр на Таганке. «Антимиры» и «Павшие и живые», «Послушайте!» и «Десять дней, которые потрясли мир» — это, конечно, театр, но надо признать, что он чрезвычайно близок эстраде. И может быть, в этой слиянности с залом, в неприкрытой и активной тенденциозности (в лучшем, высоком смысле этого слова), в серьезном и абсолютно искреннем разговоре о том, что сегодня «болит» — во всех этих, да и многих других элементах, являющихся принципиальными для эстрады, но вовсе не обязательных для театра, может быть, во всех этих элементах и заключается причина особого успеха Театра на Таганке?А еще более молодой выпуск Школы-студии вахтанговцев создал маленький эстрадный театр «Скоморох». Его спектакли — представление, в котором есть и лирика, и психология, и философия, и это уже настоящая эстрада.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Методика применения ТСО
№ Название Назначения Недостатки Применение 1 Плакаты и макеты, статичные и действующие Иллюстрация, включение зрения в процесс усвоения Неэффективность при изучении и взаимосвязи, ограниченность показа В качестве наглядной иллюстрации при изучении и контроле несложных процессов и явлений 2 Эпидиас ...

Упражнения для развития координации движений в танцевальной деятельности
Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, ...

Роль внеклассного чтения, как одного из видов внеклассной работы по литературе в личностном развитии школьников
Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков внеклассного чтения привлекает и удерживает ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru