Киса-кисанька-краса,
Шубка очень хороша.
Мордочка усатая,
Спинка полосатая.
Сначала ребёнок повторяет за педагогом каждую строку («Играем в «Эхо»), говоря выразительно, слегка нараспев. Затем взрослый проговаривает слова тихо, а ребёнок их пропевает.
Критерии оценки:
2 балла – использование оригинального ритма и развёрнутой мелодической линии
1 балл – использование простейших ритмических формул и 2-3 звуков в мелодии
0 баллов – ритмическое однообразие, использование 1 звука или проговаривание
3. Выявление уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах.
Задание 1. Сочинение ритмических рисунков.
Инструкция: «Давай представим, что мы пришли в лес и услышали, как разговаривают между собой два дятла». Ребёнку предлагается на выбор использовать деревянные кубики, палочки или ложки. Педагог выстукивает ритмический рисунок (задаёт вопрос), а ребёнок сочиняет ответ, и наоборот.
Критерии оценки:
2 балла – оригинальные ритмические рисунки, отличные от рисунков педагога
1 балл – использование усвоенных ранее ритмических рисунков без копирования ритма педагога
0 баллов – копирует ритмические рисунки педагога
Задание 2. Сочинение мелодий на металлофоне.
Инструкция: «Что тебе больше нравится: фортепиано, ксилофон или металлофон? Хочешь о чём-нибудь сыграть? Попробуй. Сыграй свою песенку, о чём хочешь».
Ребёнку предлагается на выбор – фортепиано, ксилофон, металлофон.
Если этот вариант не принимается, задание упрощается: «Сыграй про зайку», «Про мишку» и т.д.
Критерии оценки:
2 балла – сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.
1 балл – мелодическое и ритмическое однообразие.
0 баллов – просто перебирает пластинки, клавиши.
4. Выявление способности к творческому восприятию музыкального произведения (Э.Григ «Утро»).
Инструкция: послушай музыкальное произведение, которое называется «Утро» (1 прослушивание). Попробуй нарисовать, что ты представляешь, чувствуешь, когда слушаешь эту музыку (2 прослушивание). Расскажи, что ты представил, почувствовал, что изобразил в своём рисунке.
Если ребёнок отказывается рисовать, то предлагается просто выразить словами то, что он услышал, почувствовал.
Критерии оценки:
2 балла – передаёт свои ощущения, представления о музыкальном произведение в рисунке и в речевом высказывании.
1 балл – передаёт свои ощущения и представления о музыкальном произведении либо в рисунке, либо в речевом высказывании.
0 баллов – не справляется с заданием.
Примечание: в этом задании оценивается не качество детских рисунков и высказываний, а сама способность ребёнка к творческому восприятию музыки и выражению услышанного в рисунке и рассказывании.
Все баллы, полученные детьми в процессе выполнения заданий, складываются, выводится общий балл.
Уровни развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности:
Высокий - 16-14 баллов
Выше среднего - 13-11 баллов
Средний - 10-7 баллов
Ниже среднего - 6-3 балла
Низкий - 2-0 баллов
Задания на выявление способностей в танцевальном творчестве и творческого восприятия музыки проводились с двумя подгруппами детей по 6 и 5 человек, остальные задания предлагались детям индивидуально. Результаты заносились в таблицу (Приложение № 1).
В результате выполненных заданий мы выделили следующее:
Высокий уровень развития творческих способностей в музыкальной деятельности имеют 2 ребёнка, выше среднего – 2, средний – 3, ниже среднего – 3, низкий уровень имеет 1 ребёнок. Полученные данные мы представили в виде диаграммы (Приложение № 4).
Из результатов диагностики следует вывод о том, что большинство детей находится на среднем и ближе к среднему уровнях развития творческих способностей в музыкальной деятельности. Это говорит о необходимости целенаправленной работы с каждым ребёнком с целью дальнейшего развития детского музыкального творчества.
2. Изучение организации педагогических условий для развития детского творчества в семье.
Для изучения создания условий для развития творческих способностей в семье мы предложили родителям анкету . Сводные результаты проведённого анкетирования разместили в таблице.
Смотрите также::
Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе
на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше п ...
Методические аспекты психолого-педагогической работы
школьного библиотекаря
Технология психолого-педагогической работы библиотекаря предполагает разработку и реализацию специальных программ и учебных материалов. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к детям разного возраста. Мы считаем, что эти принципы являются вполне актуальным ...
Классификация видов и форм самостоятельной работы
Бурный рост научной информации потребовал некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы на умение учиться самому. У любого учителя, приступ ...