В.И. Андреев определяет инновационные процессы как «многофункциональные сложные процессы по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств». Инновации в сфере образования должны способствовать совершенствованию образовательных систем, а именно:
в разработке концепций развития и саморазвития образовательного учреждения;
в обновлении содержания образования;
в изменении или разработке новых методов, методик, педагогической технологии обучения, воспитания и развития личности;
в совершенствовании организационных форм обучения, воспитания и развития личности и др.
Основными путями реализации инновационной направленности в процессе формирования творческого саморазвития у студентов, обучающихся по дистанционной форме, на наш взгляд, являются:
осознание студентами целей и значимости самостоятельной познавательной деятельности;
развитие у студентов познавательных потребностей, мотивов и интересов;
постепенное усложнение содержания задач самостоятельной познавательной деятельности студентов;
создание благоприятной атмосферы процесса обучения;
организация общения между студентами и преподавателем и между самими студентами на основе сотрудничества;
сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой студентов;
комплексное развитие познавательных, организационных, коммуникативных, технических и других умений студентов;
создание возможностей для развития инициативы и самообразования студентов.
Следующим условием является обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки студентов (теоретической, методической, практической) обучающихся по дистанционной форме, предусматривающей формирование творческого саморазвития у студентов обучающихся по дистанционной форме.
Теоретическая подготовка специалистов в соответствии с требованиями стандартов высшего профессионального образования включает в себя совместную работу студентов и преподавателей, организующих занятия по всем дисциплинам, входящим в учебный план, направленную на овладение студентами системой знаний о своей будущей профессиональной деятельности, о теоретических аспектах изучаемого вида деятельности. Каждый учебный курс имеет свои возможности в теоретической подготовке студентов к организации самостоятельной познавательной деятельности.
Практическая подготовка студентов обучающихся по дистанционной форме предполагает вовлечение их в учебную и самостоятельную познавательную деятельность, в ходе выполнения которой происходит вооружение студентов общеинтеллектуальными, общеучебными, организационными, специальными умениями и навыками. Она осуществляется на семинарских, практических и лабораторных занятиях, в ходе самостоятельной работы студентов на сайде distant.ieml.ru, при выполнении заданий репродуктивного и творческого характера, во время производственной практики.
В ходе теоретического анализа исследуемой проблемы было выдвинуто следующее предположение - при выполнении ряда педагогических условий возможно эффективное формирование творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения:
введение в учебный процесс спецкурса «Использование инфокоммуникационных технологий в дистанционном обучении»;
проведение диагностики сформированности творческого саморазвития у студентов обучающихся по дистанционной форме;
Смотрите также::
Организация учебного процесса в средневековом университете
Существовали две «семьи» университетских статутов (обеспечивающих их внутреннюю жизнь документов) – Болонская и Парижская (или «южная» и «северная»). Последняя была более распространенной. Среди студентов можно было встретить как детей и подростков, так и убеленных сединами старцев. Чаще всего обуч ...
Дидактические принципы математики
Общие положения Дидактические принципы – исходные положения теории обучения, выражающие основные закономерности процесса обучения. Они определяются целями обучения и воспитания, потребностями общественного развития, особенностями учебной деятельности учащихся различных возрастов. Дидактические прин ...
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Психологические особенности детей 3-го года жизни К концу третьего года жизни происходит существенный сдвиг в развитии игровой деятельности детей. Он заключается, прежде всего, в том, что у ребенка начинает появляться представление о роли, которую выполняет взрослый в реальном взаимодействии с друг ...