Считается, что интеллектуальный вундеркинд – это ребенок, который умеет решить нетривиальную задачу, не имея при этом особых знаний.
В области математики и искусства талант обнаруживается очень рано: у Моцарта в 3 года, у Гайдна, Ампера, Гаусса в 4 года, Репина в 5 лет и т. д. Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики.
Отсутствие ранних склонностей и достижений не свидетельствуют об отсутствии таланта. Многие известные ученые и писатели проявили свои выдающиеся способности в позднем возрасте (В. Скотт, И.А. Гончаров, С. Музыканты, Аксаков, К. Линней, Л. Пастер). А. Эйнштейн поздно научился говорить, Р. Майер, Р. Декарт, Либих, Ньютон считались в школе неспособными. Гегеля в философии считали идиотом.
Английский психолог Дж. Селли установил иерархию выдающихся специальностей. Чем более специальной является способность, тем она раньше проявляется. У него получился такой ряд: музыка, живопись, скульптура, литература, история, философия, естествознание. Н.С. Лейтес пишет: "Выражения "одаренные ученики, "выдающиеся дети" – весьма условны. Нередко умственный подъем происходит за счет возрастных факторов, не имеющих определяющего значения. Интересные данные имеются в японском фольклоре: в 10 лет – гений, в 15 – талант, в 20 – обыкновенный человек. И только если сдвиги, имеют определенную направленность, они могут иметь долгосрочное значение.
Возможность достичь выдающихся результатов зависит не только от способностей, но и от мотивационных факторов, а также условий, способствующих проявлению таланта. По данным Е.И. Щеблановой, число одаренных школьников 1-3 классов к третьему классу уменьшилось на одно треть. С другой стороны, у некоторых учеников увеличился уровень одаренности. Исследования показывают, что на разных этапах развития талант может быть, как развит, так и загублен. По данным Торренса (1962) , 30% отчисляемых из школ, составляют дети одаренные и сверходаренные. А.М. Матюшкин отмечает, что среди одаренных детей часты депрессии и самоубийства. Именно поэтому необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности.О.В. Звонарева считает, что психолого-педагогическая сопровождение одаренных детей – важная предпосылка их будущих достижений.
Смотрите также::
Формирование умения содержательной оценки у учеников
В процессе формирования умения содержательной оценки у школьников мы различаем 3 основных линии: оценочная деятельность самого педагога (коррекция и стимулирование учебно-познавательной деятельности школьника, выражение положительного отношения к нему, веры в его возможности). Поначалу ребенок, пос ...
Сущность педагогического искусства
Под педагогическим искусством принято понимать совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убеж ...
Анализ учебников Г. В. Дорофеева, Л. Г. Петерсон «Математика-5»,
«Математика-6» с точки зрения наличия задач для формирования умений,
характерных для математического моделирования
Известно, что процесс математического моделирования осуществляется в три этапа: 1) формализация; 2) решение внутри модели; 3) интерпретация. Следует отметить, что в школе больше внимания уделяется работе над вторым этапом моделирования, в то время как формализация и интерпретация остаются недос ...