Рубахи, надевавшиеся непосредственно на тело, составляли одну из неотъемлемых частей женского костюма крестьян Южного Алтая второй половины XIX - начала XX вв. В зависимости от покроя в области плечевого пояса женские рубахи можно подразделить на следующие типы: туникообразные, поликовые, со слитными поликами, на кокетке, с плечевыми швами.
Показанные информаторами способы раскладок кроя дают представление об очень рациональных, безостатковых раскроях (рис. 1). При их выполнении руководствовались традициями, а также шириной тканого полотна (35 - 60 см), которая ограничивалась размерами ткацкого станка - "кросен". Если при крое все же получались небольшие остатки (как правило, в более поздних вариантах), то они использовались на обшивку ворота, низа рукавов.
Туникообразные рубахи. Еще в начале - первой трети XX в, в Алтайском округе сохранялись, а кое-где встречаются и сейчас, реликтовые, туникообразного покроя женские рубахи, называвшиеся становины, пропускнушки. Основу стана в них составляло перегнутое по утку полотно с пришитыми по сторонам 2-мя прямыми или 4-мя кошеными бочками (боковинами). Рукава в таких рубахах вшиты в пройму, образуемую центральным полотном и более короткими боковинами (рис. 1, а).
Рис. 1. Схемы раскроя женских рубах: а - туникообразных; б - на кокетке; в - с плечевыми швами. Условные обозначения: С - стан: Р - рукав.
Туникообразные рубахи описанного покроя были известны повсеместно у кержачек и большей части чалдонок в качестве повседневной и погребальной одежды (рис. 2). Туникообразные рубахи входили в погребальный комплекс и у тех групп населения, у которых повседневный и праздничный включали поликовые рубахи (кержачки по рекам Коксе, Чарышу, Бухтарме, Аную).
В конце XIX - начале XX вв. повседневные рубахи делали "составными" т.е. с отрезной верхней частью (рукавами (рис. 2 а, 6). Нижняя часть (стан) изготавливалась из 2-х, а, если шла льняная ткань, то из 3-х полос, которые сшивали швом встык косым стежками.
Рис. 2. Рубахи туникообразного покроя, изготовленные в начале XX в.: а - из темного сатина: б - из темно-зеленого сатина
Необычным был способ соединения рукавов и стана: их края подрубали (подшивочная строчка косым стежком) и, укладывая рядом, скрепляли косыми стежками "через край" (рис. 4).
Рис. 3. Современные туникообразные рубахи: а - повседневная из цветастого ситца; б - погребальная из белого ситца; в - повседневная из ситца и пестряди
Рис. 4. Технологические приемы шитья в рубахах: а, б - швы соединения верха со станом; в - швы соединения полотен стана; г, д - обработка низа стана
В отличие от повседневных, погребальные рубахи всегда старались делать цельными, пропускными. Это было связано с представлением о не желательности поперечных швов в такого рой'" одежде. Инновации наших дней - укладываемые поперек плеча складки-защипы, свидетельствуют о живучести таких поверий.
Поликовые рубахи. Женские рубахи с полисами во второй половине XIX - начале XX вв. были распространены у российских, которые привезли их с собой из России, у старожилок - "полячек", кержачек Южного, Центрального и Юго Алтая. Носили их в комплексе с "лямошными" сарафанами, надевавшимися поверх таких рубах.
Смотрите также::
Сотрудничество с семьями воспитанников как условие
формирования представлений об экологической культуре у детей
Формирование представлений об экологической культуре, напоминает Н.А. Бирюкова - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи и образовательного учреждения, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Приступая к работе с с ...
Сравнение чисел
Сегодня мы продолжим изучать тему прошлого урока "Сравнение чисел". Но сначала проверим, как вы выполнили домашнее задание, которое я вам задавал на прошлом уроке. (номера 974, 978 (а, в, д, ж) и 985) Что у вас получились в номере 974. (проверка по цепочке). а) 0 < 3; б) 0 > - 5; в) ...
Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного
искусства в начальной школе
Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важ ...