Рубахи, надевавшиеся непосредственно на тело, составляли одну из неотъемлемых частей женского костюма крестьян Южного Алтая второй половины XIX - начала XX вв. В зависимости от покроя в области плечевого пояса женские рубахи можно подразделить на следующие типы: туникообразные, поликовые, со слитными поликами, на кокетке, с плечевыми швами.
Показанные информаторами способы раскладок кроя дают представление об очень рациональных, безостатковых раскроях (рис. 1). При их выполнении руководствовались традициями, а также шириной тканого полотна (35 - 60 см), которая ограничивалась размерами ткацкого станка - "кросен". Если при крое все же получались небольшие остатки (как правило, в более поздних вариантах), то они использовались на обшивку ворота, низа рукавов.
Туникообразные рубахи. Еще в начале - первой трети XX в, в Алтайском округе сохранялись, а кое-где встречаются и сейчас, реликтовые, туникообразного покроя женские рубахи, называвшиеся становины, пропускнушки. Основу стана в них составляло перегнутое по утку полотно с пришитыми по сторонам 2-мя прямыми или 4-мя кошеными бочками (боковинами). Рукава в таких рубахах вшиты в пройму, образуемую центральным полотном и более короткими боковинами (рис. 1, а).
Рис. 1. Схемы раскроя женских рубах: а - туникообразных; б - на кокетке; в - с плечевыми швами. Условные обозначения: С - стан: Р - рукав.
Туникообразные рубахи описанного покроя были известны повсеместно у кержачек и большей части чалдонок в качестве повседневной и погребальной одежды (рис. 2). Туникообразные рубахи входили в погребальный комплекс и у тех групп населения, у которых повседневный и праздничный включали поликовые рубахи (кержачки по рекам Коксе, Чарышу, Бухтарме, Аную).
В конце XIX - начале XX вв. повседневные рубахи делали "составными" т.е. с отрезной верхней частью (рукавами (рис. 2 а, 6). Нижняя часть (стан) изготавливалась из 2-х, а, если шла льняная ткань, то из 3-х полос, которые сшивали швом встык косым стежками.
Рис. 2. Рубахи туникообразного покроя, изготовленные в начале XX в.: а - из темного сатина: б - из темно-зеленого сатина
Необычным был способ соединения рукавов и стана: их края подрубали (подшивочная строчка косым стежком) и, укладывая рядом, скрепляли косыми стежками "через край" (рис. 4).
Рис. 3. Современные туникообразные рубахи: а - повседневная из цветастого ситца; б - погребальная из белого ситца; в - повседневная из ситца и пестряди
Рис. 4. Технологические приемы шитья в рубахах: а, б - швы соединения верха со станом; в - швы соединения полотен стана; г, д - обработка низа стана
В отличие от повседневных, погребальные рубахи всегда старались делать цельными, пропускными. Это было связано с представлением о не желательности поперечных швов в такого рой'" одежде. Инновации наших дней - укладываемые поперек плеча складки-защипы, свидетельствуют о живучести таких поверий.
Поликовые рубахи. Женские рубахи с полисами во второй половине XIX - начале XX вв. были распространены у российских, которые привезли их с собой из России, у старожилок - "полячек", кержачек Южного, Центрального и Юго Алтая. Носили их в комплексе с "лямошными" сарафанами, надевавшимися поверх таких рубах.
Смотрите также::
Режиссерский сценарий
Интерактивная игра начинается с заставки, которая призвана произвести на пользователя, в данном случае – ребенка, определенное впечатление, создать настроение и заинтересовать его. Это первое впечатление самое важное. С заставки ребенок должен вникнуть в общий смысл игры. В процессе работы над прое ...
Мужская одежда. Рубахи
У русских старожилов Южного Алтая второй половины XIX - начала XX вв. мужские рубахи выполняли функцию нательного платья. Их носили под зипунами, кафтанами, подоболочками и прочей верхней одеждой, надевая поверх штанов и обязательно подпоясывая поясом. Обычай заправлять рубаху распространился не ра ...
Формирование самостоятельной деятельности учащихся
Формирование самостоятельной деятельности учащихся проходит несколько уровней. Следовательно, описание предложенной выше модели надо вести на каждом конкретном уровне отдельно. В педагогической литературе выделяются четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихс ...