В 50-х гг. XX в. в серии "Народы мира" вышли в свет обобщающие очерки Т.В. Станюковича, Л.П. Потапова, издание которых показало недостаточную изученность материальной культуры Южного Алтая. С целью изысканий по этнографической тематике в последующее десятилетие было организовано несколько экспедиций Институтом этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии СО РАН, г. Москва), а в 70 - 90-х гг. Институтом истории, филологии и философии СО АН СССР (ныне Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск), в результате чего было собрано немало свежих материалов, в т.ч. и по одежде.
В 60 - 80-е гг. об одежде русских крестьян Алтая писали X. Аргынбаев, П.Е. Бардина, М.М. Громыко, А.А. Лебедева, В.А. Липинская, Л.М. Русакова, Е.Ф. Фурсова, Г.А. Щербик, О.Н. Шелегина и другие исследователи.
В настоящей работе мы ограничиваемся в основном анализом одежды в узком смысле этого слова, уделяя дополнениям значительно меньше места. Особое внимание автор направляет на взаимосвязь отдельных видов одежды между собой, т.е. комплексам. Под комплексами одежды понимается совокупность компонентов (видов одежды), более или менее связанных друг с другом и бытовавших вместе, хотя и не обязательно возникших одновременно. Иные содержания вкладываются в понятия "костюм", "вид" и "форма" одежды. Под костюмом (от фр. costume) в литературе понимается определенная образно-художественная система одежды и обуви (с прической, головным убором, украшениями, гримом), характеризующую общественную, этнографическую или любую другую группу людей. Видами или формами одежды называем конкретные компоненты костюма, выделяемые по утилитарному признаку (рубахи, сарафаны, штаны и т.д.).
В этнографических исследованиях важное значение имеет разработка типологий изучаемых объектов. В современной литературе под типологией понимается некая "абстракция - идеальная модель, отражающая некоторые существенные признаки определенного множества явлений, но заведомо игнорирующая другие его признаки, рассматриваемые в данном случае как несущественные". Отсюда следует логический вывод об одновременном существовании нескольких принципиально отличных типологий для одного и того же множества изучаемых объектов. За основу типологий компонентов костюма была взята конструкция (покрой) - морфологический признак, характеризующийся "устойчивостью и выраженной арсенальностью". Остальные характеристики - материал, украшения, способы раскладки кроя (раскрой), шитья рассматриваются нами как дополняющие основной.
Таким образом, в научный оборот вводится новый, ранее неизвестный материал по традиционной одежде крестьян Южного Алтая второй половины XIX - начала XX вв., раскрывающий этнографическое своеобразие ее отдельных видов и комплексов в целом. При изучении одежды рассматриваются не только материалы, отделка, конструкция - покрой, но и схемы раскладки кроя (раскроя), приемы шитья (технология). Это дает возможность полнее интерпретировать фактический материал, точнее охарактеризовать процессы, возникавшие при контактах разнокультурных групп населения, что весьма актуально для изучаемого района. Ставится вопрос о том, что традиционные виды одежды могут быть представлены не только локальными типами, но и множеством переходных (производных). При анализе пережиточных элементов, приемов и последовательности шитья, раскроя костюмов, делаются попытки реконструировать различные архаичные компоненты. Материалы представлены в рисунках и чертежах.
Смотрите также::
Лучшие сказки социальны по своей сути
Другое дело, что ни один из жанров детской литературы не следует возносить на пьедестал. Он не должен подавлять собой другие виды словесности. В литературе, как и в реальной жизни, должна быть гармония, разумное сочетание всех составляющих элементов. Детям необходима фантазия, но необходимо и знани ...
Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкальной
деятельности
Практическое изучение создания условий для развития музыкальных творческих способностей детей в семье проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г.Череповца. Изучались дети и их семьи в старшей группе № 4. Первоначально нам было необходимо определить уровень развития творческих ...
Особенности проведения практических занятий
После прочтения лекции преподаватель продолжает собирать дополнительный материал для лекции и совершенствует свое мастерство. Методические рекомендации по подготовке и проведению теоретических семинаров Провести семинарское занятие на высоком профессиональном уровне - задача еще более сложная, чем ...