Под термином «нетрадиционные» подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях по трудовому обучению материалы. Это может быть, например, различный бросовый материал, снег, репьи, бумажная масса, тесто и т.д. Термин «нетрадиционные материалы» включает в себя и ограничение применения того или иного материала в различных регионах и областях республики. Например, выжигание по ткани является привычным видом деятельности в школах Ярославской области, а плетение из бересты характерно для Карелии.
Мы постарались выявить новое, особенное, объединяющее большинство программ по трудовому обучению, – это нетрадиционные материалы, новые технологические обработки, построение художественного образа при изготовлении отдельных изделий.
Занимаясь внедрением таких материалов в учебный процесс, мы составили характерные технологические схемы. Например, любой изучаемый материал обладает определенными характерными свойствами. Поэтому знакомство с ним будет происходить намного легче, если пользоваться предложенным планом. Он может быть следующим.
Анализ свойств изучаемого материала
1. Происхождение (или получение) материала.
2. Его строение.
3. Структурно-размерные физические показатели (толщина, структура, прочность, жесткость).
4. Способность материала к изменениям при нагрузке и восстановлению первоначальной формы (упругость, гибкость).
5. Оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость).
6. Химические свойства (обработка, окраска) материала.
По предложенной схеме несложно проводить самостоятельные работы для проверки знаний учащихся по трудовому обучению.
Естественно, что для каждого материала предусмотрен свой, индивидуальный план анализа свойств. Правильно используя в процессе выполнения работы качества нетрадиционных материалов, можно добиться интересных результатов в техническом и художественном моделировании.
Наибольший эффект достигается при использовании нетрадиционных материалов в художественном конструировании. При внесении элемента художественного конструирования в работу с нетрадиционными материалами необходимо учитывать следующие факторы:
соответствие выбора материала его возможностям;
соответствие формы изделия его назначению;
пропорциональность и соразмерность частей;
красоту и выразительность;
общее композиционное решение.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Лепка является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Смотрите также::
Проблемы современной арт-педагогики
Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Такое взаимоотношение подразумевает определенные требования, выдвигаемые к личности самого педагога. Практика ...
Виды воображения
Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создан ...
Основные цели Болонского процесса
Болонский процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открыли ...