Новое в педагогике » Развитие познавательного интереса » Историко-педагогический аспект развития теории познавательного интереса учащихся

Историко-педагогический аспект развития теории познавательного интереса учащихся

Страница 3

Проблема интереса не меньшее звучание получила в современных исследованиях, изучающих ее с различных позиций. В работах ученных М.Ф. Беляева10, А.А. Невского; в работах Ю.К. Бабакского познавательный интерес выступает в основном как средство обучения.

Интерес как источник побуждения, как мотив поведения и деятельности изучен психологами В.И. Загвязинским, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович.

Исследователи решают такие проблемы как определение структуры интереса, рассматриваемого во взаимосвязи с потребностями. (А.С. Айзикович, Г.Е. Глезерман). Изучается роль интересов в поведении личности, определяются основные направления его воздействия на социальные процессы, в частности, интерес исследуется как причина социального действия и непосредственная основа познавательной деятельности.

Для теоретического обоснования рассматриваемой проблемы особого внимания заслуживают труды Г.И. Щукиной, в которых подчеркнута значимость развития познавательного интереса как важнейшего образования личности в социальном возрасте, как самого энергичного стимулятора его деятельности. Рассматривая познавательный интерес как мотив учения, Г.И. Щукина отмечает, что он становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, в том случае, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свое учение. При этом познавательный интерес как мотив деятельности должен опираться на потребности самой личности, на то, что представляет для нее необходимость и ценность.

Познавательный интерес как мотив является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения и другими. Это необходимо учитывать, формируя познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию благотворно влияет на другие мотивы.

Однако, взаимосвязь мотивации и познавательного интереса – явление сложное. Прежде всего, следует определить место познавательного интереса в общей структуре мотивации: он может играть ведущую роль, а может быть и подчиненным у учащихся с ярко выраженной общественной направленностью.

Изоляция познавательного интереса как мотива деятельности – это явление крайне нежелательное. Оно может способствовать академизму. Система предварительных условий, необходимых для формирования у учащихся интереса к познанию в наиболее четком виде представлена в работе Н.Г. Морозовой. Автор подчеркивает, что познавательный интерес является частным случаем интереса к учебной деятельности, к приобретению знаний и определяется как эмоционально познавательное отношение к предмету.

Идею обучения, основанного на интересе, развивают П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев.

В работе "Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы" (М., 1991г.) П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев подчеркивают, что познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Обучение эффективно лишь тогда, когда ученики проявляют интерес к знаниям. Опора на интерес повышает познавательную активность у школьников, сознательность в усвоении учебного материала, помогает более успешно самореализовываться в учебно-воспитательном процессе.

Итак, проблема формирования интереса широко рассмотрена в историко-педагогической литературе, в том числе и в теории школьного образования.

Сегодня проблема познавательного интереса все шире рассматривается в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет учителям, воспитателям успешно формировать и развивать познавательный интерес учащихся, обогащая личность, воспитывая в ней активное отношение к жизни.

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru