Новое в педагогике » Развитие познавательного интереса » Историко-педагогический аспект развития теории познавательного интереса учащихся

Историко-педагогический аспект развития теории познавательного интереса учащихся

Страница 2

Идею о роли интереса в обучении в ряде своих статей развил Д.И. Писарев. Рассматривая динамику интереса, он говорил о двух его сторонах – об интересе как занимательности, и об интересе серьезном. Воспитание серьезного интереса Д.И. Писарев видел в постепенном переходе от наглядных представлений к абстрактным обобщениям.4

К.Д. Ушинским была разработана психолого-педагогическая теория интереса в обучении на основе учета возрастных и психических особенностей детей. Видя в интересе основную движущую силу познания, К.Д.Ушинский подчеркивал, что "воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет".5

Это высказывание перекликается с мыслью Н.И. Пирогова о необходимости обучения учителей методическому мастерству для успешного развития познавательных интересов у детей.

Привлекает наше внимание педагогическая идея Л.Н. Толстого о том, что познавательный интерес как феномен имеет большую значимость в развитии личности школьника, его познавательной сферы. Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно.6

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что педагогическая мысль II половины XIX века была единодушна в том, что для того, чтобы вызвать интерес к учению, особенно важно его развивать уже на первоначальном этапе.

В конце XIX – начале XX века теория и практика проблемы интереса обогащается работами известных педагогов А.И. Анастасиева, К.В Ельницкого, П.Ф. Каптерева.

Для развития интереса необходимы наглядность, эвристика, повторение уроков с новой точки зрения, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.

А.И. Анастасиеву принадлежит одно из первых, вышедших отдельными изданием, исследований по интересу в обучении, в котором весь процесс обучения раскрывается через призму интереса.7

К.В. Ельницкий писал, что интерес – это условие успешного обучения, помогающее школьнику преодолевать трудности учения, доставляя удовольствие, возбуждая внимание. Автор высказывается против забавляющего обучения, отмечая, что это серьезный, самостоятельный труд.

А.И. Анастасиев в труде "Дидактический катехизис", углубляя эту мысль, писал: "Старайтесь развивать в учениках интерес к приобретению знаний, как одно из важнейших условий успешного обучения", так как интерес – это "живое, возбуждаемое чувством приятного ожидания, стремление человека познать окружающие предметы и явления". При этом, отмечал он, интерес должен быть предметом постоянной заботы каждого мыслящего и преданного своему делу учителя.

Наиболее полно теория интереса отражена в книге П.Ф. Каптерева "Дидактические очерки", где имеется глава "Исторический очерк учения о детских интересах, его теория и практика".

П.Ф. Каптерев трактовал интерес, как стремление к определенной деятельности, связанной с предметом.

Первоосновой развития интересов П.Ф. Каптерев считал врожденные органические свойства человека, а также культурные влияния, то есть окружающая среда, целенаправленное воздействие школы, привлекательность содержания.

Особая роль в разработке проблемы интереса принадлежит Н.К. Крупской (1869-1939г.г.). Поставив перед новой школой задачу пробудить в учениках пытливый активный интерес к явлениям и фактам жизни, Надежда Константиновна требовала также, чтобы жизнь школы учитывала интересы детей, а учебно-воспитательная работа опиралась на них и обеспечивала их развитие. Поэтому Н.К. Крупская обращалась к сущности интереса, к особенностям его возрастного развития, к методике его формирования.8

В педагогическом наследии Н.К. Крупской немало методических рекомендаций по развитию действенного интереса: это опора на окружающую ребенка действительность, на конкретные, знакомые ребенку факты, на исследовательский подход к изучаемым предметам; знакомство с материалом, наводящим на сравнение; его живость, конкретность. Непременным условием развития интереса учащихся Н.К. Крупская считала увлеченность самого учителя предметом, его умение давать толчок мысли учеников, зарождать у них вопросы. Эти научные положения были созвучны идеям С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко, которые в своих трудах отмечали, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. Школа должна опираться на стремление детей учиться; изучать все что содействует интересу или тормозит его в опыте ребенка.

В лекциях для родителей А.С. Макаренко раскрыл некоторые методические приемы поддержания и развития интереса: подсказку, вызывающую догадку, постановку интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, будящих интерес к подробностям, причинам. Большое значение в развитии интереса он придавал личности учителя, его педагогическому мастерству, авторитету.9

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы [30]. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на ...

Влияние среды на личность
Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Че ...

Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства
Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу. Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредс ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru