Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (1984) вызвала необходимость в совершенствовании структуры вспомогательной школы и содержания образования в ней.
Обязательное обучение во вспомогательной школе завершается IX классом. I—IV классы должны были обеспечить формирование и развитие первоначальных навыков чтения, письма, счета, элементарных трудовых навыков и умений, нравственное воспитание; V-IX классы - элементарное обучение образовательным предметам, трудовое и профессиональное обучение, воспитание гражданских и нравственных качеств личности. Изменение сроков обучения позволило увеличить количество учебного времени по основным учебным предметам, предусмотреть трудовую практику, общественно полезный и производительный труд. Произошло Усовершенствование программ вспомогательной школы. Они освободились от усложнений, второстепенных сведений, учебный материал перераспределен по годам обучения. Усилена личностная направленность учебного материала, обращено внимание на совершенствование межпредметных связей.
Наряду с этими достижениями продолжается работа по поиску путей определения оптимального содержания обучения во вспомогательной школе, его практическая апробация путем создания и использования альтернативных учебных планов, программ ц учебников, позволяющих повысить эффективность обучения, воспитания и подготовки к жизни учащихся вспомогательных школ. Но как бы ни были значимы мероприятия по совершенствованию работы вспомогательной школы, осуществленные за последние годы, они не исчерпывают всех возможностей повышения эффективности деятельности этой школы по реализации целей и задач, которые стоят перед ней. Осуществляемая в нашей стране перестройка всей хозяйственной, экономической, социальной жизни предъявляет все новые и новые требования к теории и практике воспитания, обучения, подготовке к жизни подрастающих поколений. Продолжается начатый в 70-е годы поиск научного обоснования требований к содержанию обучения. Полученные результаты и современные условия дают основание выдвинуть и сформулировать следующие требования, которым должно отвечать содержание образования во вспомогательной школе.
Завершенность образования. Этот принцип вытекает из того положения, что вспомогательная школа, как уже отмечалось, не обеспечивает цензового образования, соответствующего принятым в нашей стране для общеобразовательных школ образовательным цензам, какими являются начальное, неполное среднее, среднее образование. Следовательно, вспомогательная школа не ставит своей целью обеспечить преемственность содержания обучения с другими звеньями системы народного образования. Так как вспомогательная школа является единственным учебным заведением для большинства ее учащихся и не имеет других общеобразовательных надстроек, она должна отобрать из всей совокупности знаний, умений и навыков, которые преподаются в общеобразовательной школе, тот минимум, который необходим для всестороннего развития личности учащихся, для коррекции недостатков их интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности и для их подготовки к общественно полезной трудовой жизни в условиях обычной социальной среды, а также открывает возможность для самообразования и совершенствования профессионально-трудовой квалификации.
Смотрите также::
Недостатки императивного обучения
Традиционно сложившаяся система обучения может быть охарактеризована как императивная. В основе императивного подхода к обучению ребенка лежит «априорно предполагаемое положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению». Ребенок не стал бы учиться, если бы мы его не заста ...
Техника выполнения лабораторных работ по ботанике
Анатомо-морфологические особенности растений Тема: “Клеточное строение растений”. Цель: Исследовать строение мякоти сочных плодов. Оборудование: плоды помидора, физалиса, арбуза, ручные лупы, препаровальные иглы. Инструктивная карточка. 1. Вспомните классификацию плодов. Рассмотрите плоды, определи ...
Научный аспект формирования
самостоятельной деятельности учащихся
Большое внимание вопросам развития самостоятельной деятельности уделял французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что все является идеальным только в естественном состоянии. Поэтому воспитание должно быть естественным и свободным. Необходимо создавать условия, в которых бы развивались самосто ...