Оценка при контроле навыков устной речи обычно выставляется:
за подготовленные дома монологи и диалоги;
за неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе.
В порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну-две реплики, если они действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями.
Контроль сформированности умения письменной речи
Контроль обученности учащихся в письменной речи осуществляется с использованием следующих заданий:
завершение предложений;
пользуясь таблицей или картинкой написание нескольких предложений;
написание нескольких предложений, расширяя их за счет слов, данных в скобках;
вставление слов, пропущенных в тексте (слова даны перед текстом, их количество превышает количество пропусков);
согласие или несогласие с предлагаемыми утверждениями и собственные пояснения;
выписывание из текста фактов, содержащих основную информацию и собственная оценка данным фактам;
описание картинки (при проверке данного задания следует обращать внимание не только на описание изображенных предметов, но и на описание их качеств, их месторасположение на картинке и т. д.);
изложение текста, прочитанного учителем;
сочинение;
написание письма;
написания заметки в стенгазету;
написание сообщения по теме;
написание рассказа по предлагаемой ситуации;
написание характеристики, аргументируя высказываемые положения;
составление аннотации к прочитанному тексту.
Конечно, не все задания можно предлагать для контроля навыков письменной речи в любом классе. Задания предлагаются согласно языковой подготовки каждого конкретного класса по усмотрению учителя.
Контроль сформированности умения понимания речи на слух
Контроль понимания услышанного может преследовать различные цели: проверить общее понимание прослушанного текста или проверить не только общее понимание, но и все его детали. Поэтому в качестве критериев оценки степени сформированности умения понимать иноязычную речь на слух выделяем следующие:
охват общего смысла аудируемого текста или фрагмента живой речи при однократном предъявлении;
общее понимание всего текста;
детализированное понимание, как всего текста, так и отдельных его частей;
прогнозирование содержания дальнейшего изложения на основе принятой и декодированной части текста (проверяется с помощью специальных заданий);
способность к аудированию дифференцированного по источнику и состоянию канала связи («свой» или «чужой» учитель, носитель языка, помехи в канале связи и т. д.).
Для контроля понимания иноязычной речи на слух мы предлагаем следующие задания:
ответы на вопросы по содержанию текста (здесь есть варианты: можно предложить ответить на родном языке или на иностранном);
выбрать правильные/неправильные утверждения;
выбрать правильное утверждение из серии предложенных;
брать неправильное утверждение из серии предложенных;
составить вопросы по содержанию текста;
составить план содержания текста;
выбрать заголовок к прослушанному тексту из нескольких предложенных;
сформулировать основную идею текста;
выбрать из предложенных положений тему и идею текста;
перечислить последовательность фактов в тексте;
расположить предложенные предложения в логической последовательности;
описать главного (главных) героев;
передать общее содержание текста;
передать содержание текста от лица главного героя;
высказать свое суждение относительно поведения главного героя.
Приемы и формы контроля должны отвечать следующим требованиям:
выполнять не только контролирующую, но и обучающую функцию;
быть адекватными, то есть направленными на проверку одной формы общения;
не вносить существенных отклонений в ход учебного процесса;
не требовать больших усилий для проверки и отработки ее результатов;
быть интересными для учащихся и соответствовать их возрастных особенностей .
Контроль уровня сформированности лексико-грамматических навыков
К контролю лексико-грамматических навыков предъявляются следующие требования:
самостоятельное выполнение операций означения (контролируемая единица (форма) не содержится в задании) и выражения (не дается образец высказывания, а предыдущее высказывание не служит образцом для формулирования последующего);
Смотрите также::
Пути формирования познавательного интереса у учащихся и развитие их
творческих способностей
Существует множество различных методов формирования интереса учащихся к учебному предмету. Одним из методов является организация межпредметных связей на уроке. Этот метод имеет двухстороннюю направленность. С одной стороны, учащиеся, интересующиеся физикой, должны проявлять интерес и к другим предм ...
Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и
оптимизации воспитательного процесса
Термин «эффективность» вошел в педагогический обиход из других областей знаний. Основу данного термина составляет слово «эффект». Расширение понятия «эффект» до понятия «эффективность» обусловливает изменение смысловой нагрузки последнего, означающего обязательно продуктивное, полезное, действенно ...
Нетрадиционная форма традиционного контроля
Традиционные формы контроля, такие как устный опрос и письменные самостоятельные работы, требуют значительных временных затрат. Кроме того, во время проведения устного контроля (опроса) часть учащихся не следит за ответом. Письменные самостоятельные работы требуют от учителя много времени и усилий, ...