Новое в педагогике » Использование модульно-рейтинговой технологии в обучении английскому языку » Контроль языковых навыков и речевых умений в средней школе

Контроль языковых навыков и речевых умений в средней школе

Страница 2

Не ставя отдельно цель проконтролировать технику чтения, данный формат контроля обеспечивает решение и этой задачи. Очевидно, что если техника чтения сформирована недостаточно хорошо, то выполнить все предложенные задания в отведенное для этого время не представляется возможным. А помимо собственно текстов, в данном случае необходимо прочесть и понять те вопросы, ответы на множественный выбор и т. д., что само по себе составляет немалый дополнительный текст.

Есть и еще одна форма контроля. Это контроль понимания содержания, сюжета текста с помощью экспресс - опроса, который проводится по завершении большой темы или рассказа по домашнему чтению. Процедура опроса весьма проста: 20-30 вопросов и утверждений, требующих односложного ответа «да» или «нет» в зависимости от того, ложная это или верная информация содержится в вопросе (утверждении). Учитель в течении нескольких минут быстро произносит вопросы, а учащиеся проставляют ответы в специальном бланке (можно это делать при помощи знаков «+» и «-»). Учитель собирает бланки и по трафарету быстро проверяет их. Сверхзадача такого опроса – сформировать устойчивое внимание к деталям текста, к его информационной стороне, а также такой контроль направлен на развитие контекстуального видения сюжета.

Контроль уровня сформированности коммуникативных умений говорения

Как известно, говорение реализуется в форме монологических высказываний и реплик диалога. Соответственно, различают монологическую и диалогическую речь.

Основными показателями сформированности диалогической речи являются:

соответствие беседы заданной ситуации;

количество реплик, построенных по изученным моделям;

наличие в составе реплик фраз, которые бы стимулировали собеседника к продолжению разговора.

Основным приемом контроля диалогической речи является беседа по ситуации. В отдельных случаях, если позволяет сюжет, можно предложить учащимся прослушать рассказ или посмотреть видеофильм и на этой основе составить диалоги от лица героев.

Учащимся можно предложить карточки:

а) с коммуникативными заданиями;

б) с инициативными репликами, к которым нужно подобрать соответствующие реплики;

в) с обозначением адресатов;

г) окончание диалога, к которому нужно придумать начало.

Эти задания перспективны, так как за короткий отрезок времени можно проверить сформированность умения ведения диалога у учащихся.

Только используя совокупность различных приемов, можно получить представление о владении учащимися диалогическим общением на иностранном языке.

Проверка умений монологической речи занимает центральное место в процедуре итогового контроля. Здесь необходимо учитывать два фактора: количественный (количество фраз, сказанных учеником; количество использованных структур, моделей, изученной лексики) и качественный (наличие ошибок, мешающих пониманию речи и искажающих смысл сказанного).

Контроль монологической речи может осуществляться как фронтально, так и индивидуально. На среднем этапе обучения должны преобладать индивидуальные формы проверки.

В качестве контролирующих заданий учащимся можно предложить следующие:

выступление по теме (ситуации);

рассказ по картинке;

пояснение (опровержение) предложенных учителем аргументов;

обобщение извлеченной из текста информации, выделение главного, комментирование поведения главных героев или событий, отраженных в тексте;

пересказ текста по предъявленным ключевым словам;

прогнозирование содержания текста по предлагаемому названию.

Говоря о качественных показателях сформированности умений монологической речи можно сказать, что к ним будут относиться следующие:

соответствие поставленной коммуникативной задаче;

смысловая завершенность, цельность высказывания;

выражение собственного мнения, оценки в высказываниях, отношение к излагаемому;

аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции.

К количественным можно отнести:

объем высказывания;

наличие различных моделей фразы, лингвистическая правильность которых находится в пределах, когда акт коммуникации не нарушается;

количество фактов в высказывании.

Целями контроля говорения могут служить и письменные работы речевого характера. Но письменные формы проверки для учащихся являются более трудными, чем устные, потому что предполагают наличие у учащихся графических и орфографических навыков письма. Кроме того, эти формы не позволяют фиксировать такие важные качества устной речи, как степень спонтанности, речевую реакцию и темп речи. Все эти формы контроля носят одноязычный характер.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов
В раннем юношеском возрасте происходят большие изменения в организме и внешности молодых людей, связанные с половым созреванием; происходит усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юнош ...

Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря
Технология психолого-педагогической работы библиотекаря предполагает разработку и реализацию специальных программ и учебных материалов. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к детям разного возраста. Мы считаем, что эти принципы являются вполне актуальным ...

О личности Кандинского
Вполне логично будет начать с рассказа о личности нашего героя, Василия Васильевича Кандинского. В данном случае именно его пример был выбран автором этой работы далеко не просто так. Давайте обратимся к первичной информации об этом человеке, которую мы получим почти из любого справочника: "Ва ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru