Новое в педагогике » Системы воспитания и обучения древних цивилизаций » Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

Страница 3

Конфуцианство выработало свой тип образованного человека, который старательно делает служебную карьеру, повторяя старинные тексты, свято чтя целый свод социальных норм, следуя правилам поведения в семье и обществе по отношению к вышестоящим и нижестоящим чиновникам. Сама империя приобрела конфуцианский облик, и Китай сохранил его почти до наших дней.

В древнекитайской цивилизации была высоко развита культура, давшая миру много открытий. Очень развиты были геометрия и астрономия. Ученые в VII в. до н.э. составили звездный каталог, предсказали появление кометы Галлея, предсказывали лунные и солнечные затмения. В Ханьскую эпоху был сконструирован первый в мире сейсмограф, создан небесный глобус с описанием 2500 звезд, разработана теория Земли и безграничности Вселенной, открыты пятна на Солнце, создана система точного вычисления числа π.

В V в. до н.э. китайские математики сформулировали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел . В I в. н.э. достижения в области математики были сведены в трактате "Математика", в девяти главах. В то же время был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней.

Развитая система иероглифического письма способствовала рассвету в области гуманитарных дисциплин. Появились обширные библиотеки и первые словари. Начиная с IV-III вв. до н.э. пробуждается интерес к поэзии. С II в. до н.э. в Китае развивается музыкальное искусство и становятся известными такие музыкальные инструменты, как барабан, металлические колокольчики, духовые инструменты из глины, струнные, щипковые инструменты. Затем появляются трактаты о музыке и создаются школы, готовившие музыкантов и танцоров.

Таким образом, древнекитайская цивилизация действительно является источником современной системы образования. Мы увидели зарождение и развитие школ, в которых важную роль играют знания, нравственность и трудолюбие. Школ, в которых используются методы поощрения и экзаменационная система. В древнем Китае, как и в других древнейших государствах Востока практика воспитания и образования способствовала закреплению за каждым человеком определенной общественной функции, определенного социального статуса. Его важнейшей задачей всегда оставалось сохранение существующих традиций и порядков.

Мы подробно рассмотрели особенности систем воспитания и обучения в Древней Индии и Древнем Китае. Так в чем же их сходства и различия, и как они повлияли на дальнейшее формирование мировых педагогических традиций?

Начнем с того, что становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, которые создали благоприятную почву для перемен. По мере развития человека и общества в целом изменялось и воспитание, и обучение. И в Индии, и в Китае, и в других странах древних цивилизаций возникали первые школы, первые учителя и их педагогические взгляды на воспитание и обучение. Мы приходим к выводу о том, что процесс развития систем воспитания и обучения был исторически неизбежным, и как любой другой процесс, он подчинялся определенным закономерностям, философским и религиозным взглядам. Однако, если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае – с конфуцианством. Правда, в Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то время как в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось государственного статуса идеологии, сумев сохранить его до нового времени.

Так же нам кажется интересным тот факт, что развитие древнекитайской системы воспитания и обучения проходило изолированно от остального мира, т.к. в древности Китай был географически отрезан от него морем, горами, огромными пустынями и степями. Это предопределило самостоятельный, специфический характер китайской цивилизации, что, конечно же, не могло не отразиться на педагогической культуре нации.

Древневосточные общества не имели единого общественного идеала воспитания, которое характеризовалось традиционностью содержания и методов обучения, остававшихся неизменными в течение многих столетий и тысячелетий. В то же время, народы Древнего Востока внесли значительный вклад в мировое педагогическое наследие. Созданы первые в истории школы, сформулированы первые обобщенные представления о нормах и принципах воспитания, эти представления легли в основу дальнейшего развития педагогической мысли и практики. Они оказали значительное воздействие на формирование античной и средневековой европейской педагогической традиции. Это проявилось и в сословных принципах образовательно-воспитательной практики, и во влиянии библейских заповедей, и в синтезе восточной и западной педагогических культур в эпоху эллинизма.

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патолог ...

Инструкции для ребенка
Учитывая психологию детей младшего возраста (6-10 лет), авторитарный метод воспитания, выстроенный на системе назиданий и запретов, мотивируемых объяснениями того что нарушение запрете может повлечь некие негативные последствия, чаще дает слабую результативность. Поскольку этот период взросления об ...

Управление учебным процессом при изучении темы «Прямоугольный треугольник» в курсе девятилетней школы
Успех в решении задач по геометрии во многом зависит от профессионального уровня учителя и степени заинтересованности и подготовленности школьников. Обучение в 7–8 классах является в значительной мере ориентированным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и о ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru