Новое в педагогике » Системы воспитания и обучения древних цивилизаций » Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

Страница 2

Оппонентами конфуцианцев выступали так называемые "законники"- легисты. Наиболее известен из них советник циньского князя Шан Ян, который ориентируется не на патриархальные нормы семьи и клана, а на интересы государства и самого правителя. Основами государства легисты считали земледелие и войну, что не могло не отразиться на воспитании. А в качестве методов воспитания легисты использовали страх перед наказаниями. Чтобы сделать последнее неотвратимым, устанавливалась практика коллективной ответственности – за вину одного человека отвечают все его родственники и близкие. Нетрудно представить себе, какие качества считались необходимыми для человека при таких принципах воспитания. Беспрекословная преданность, слепое повиновение и страх перед волей правителя.

Спустя столетия великий китайский историк Сыма Цянь напишет: "Я читал "Книгу правителя области Шан". Стало понятным, почему он оставил о себе дурную память в Цинь".

Таким образом, в Древнем Китае принципы воспитания напрямую зависели от философских взглядов того или иного мудреца современности, были сделаны первые в истории педагогические обобщения, основанные на соединении с практикой, что дало бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшее развитие мировой педагогики.

Согласно древним китайским книгам, как утверждает А.Н. Джуринский, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) ( XVI - XI вв до н.э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу ( XI - III вв до н.э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ), госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие – так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных. С X в. до н.э. появляются иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. - начале новой эры для письма, стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того как в начале II в. н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.

Чтобы понять менталитет китайца, Л.А. Никитич рекомендует обратиться к нравственной философии китайского мыслителя Конфуция, сформулировавшего этические нормы и ритуалы всех последующих китайских поколений. Для любого китайца, независимо от возраста и социального положения, и сегодня Конфуций – бог, но бог, реально живший среди людей и обучавший их нравственному поведению. В 22 года он начал обучать, прославился как самый знаменитый педагог Китая. В 50 лет Конфуций стал высоким сановником в государстве. Большой заслугой конфуцианства является признание конструктивной роли знания, ценности, навсегда ставшей составной частью китайского менталитета. Знание – величайшая ценность, и путь к нему должен быть открыт каждому. Через сферу образования и самосовершенствования Конфуций по сути дела провозгласил принцип равных возможностей.

Во II в. до н.э. во времена династии Хань конфуцианство было объявлено официальной идеологией императорского Китая. К этому времени сеть школ, появившихся в Древнем Китае еще в конце II тысячелетия до н.э., охватила страну. В начальных школах дети учились с 7 лет. Они овладевали иероглифической письменностью. Успешно сдавшие экзамены продолжали учиться в средних и провинциальных школах. Главное внимание в них уделялось изучению конфуцианских канонов. В столице существовала императорская школа, окончившие которую после сдачи экзаменов могли получить чиновничью должность. Успешно сдавшие экзамены получали награды, например, лучшим ученикам дарили парадную одежду, в которой они возвращались домой. Впереди бежал гонец, который сообщал во всех селениях о "подвиге", и все чиновники обязаны были встречать героя игрой на музыкальных инструментах и хоровым пением.

Сохранилась легенда о том, что из самых талантливых и трудолюбивых выпускников императорской школы император выбирал мужа для своей дочери.

Начало так называемой экзаменационной системе положил император У-ди в 124 г. до н.э. Для получения должности отныне необходимо было сдавать экзамены – от бюрократов требовалась образованность. Выставлялись дощечки с "экзаменационными билетами" и претенденты на должность стреляли в них из лука, тем самым как бы бросая жребий. А суть самого экзамена состояла в знании канонических конфуцианских книг: Книги песен, Книги истории, летописи "Весна и Осень", трактатов по музыке и ритуалу. Поскольку тексты заучивались наизусть, экзамены требовали отличной памяти и трудолюбия. Но такая система позволяла даже простолюдину сделать чиновничью карьеру и, напротив, она низводила до положения простого человека ленивых и бездарных потомков даже князей. А так как при династии Хань конфуцианство стало официальной идеологией, экзамены являлись и проверкой политической благонадежности.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Задачи по знакомству в детском саду
Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране. Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего пок ...

Определение эффективности методики развития мелкой моторики на контрольном этапе эксперимента
На контрольном этапе экспериментального исследования мы использовали такой же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа мы занесли в таблицы 2.3 – 2.5. Таблица 2.3 Состояние развития мелкой моторики у детей на контрольном этапе экспериментального исследо ...

Методика исследования уровня состояния навыка правильного чтения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня
Разработкой методов обследования нарушений чтения занимаются многие авторы, такие, как А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, А.В. Ахутина, О.Б. Иншакова, Т.А. Фотекова, И.Н. Садовникова и другие. Таким образом, проанализировав работы, раскрывающие структуру процесса чтения, исследования, посвященные вопросам н ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru