Оппонентами конфуцианцев выступали так называемые "законники"- легисты. Наиболее известен из них советник циньского князя Шан Ян, который ориентируется не на патриархальные нормы семьи и клана, а на интересы государства и самого правителя. Основами государства легисты считали земледелие и войну, что не могло не отразиться на воспитании. А в качестве методов воспитания легисты использовали страх перед наказаниями. Чтобы сделать последнее неотвратимым, устанавливалась практика коллективной ответственности – за вину одного человека отвечают все его родственники и близкие. Нетрудно представить себе, какие качества считались необходимыми для человека при таких принципах воспитания. Беспрекословная преданность, слепое повиновение и страх перед волей правителя.
Спустя столетия великий китайский историк Сыма Цянь напишет: "Я читал "Книгу правителя области Шан". Стало понятным, почему он оставил о себе дурную память в Цинь".
Таким образом, в Древнем Китае принципы воспитания напрямую зависели от философских взглядов того или иного мудреца современности, были сделаны первые в истории педагогические обобщения, основанные на соединении с практикой, что дало бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшее развитие мировой педагогики.
Согласно древним китайским книгам, как утверждает А.Н. Джуринский, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) ( XVI - XI вв до н.э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу ( XI - III вв до н.э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ), госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных городах.
Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие – так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных. С X в. до н.э. появляются иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. - начале новой эры для письма, стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того как в начале II в. н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.
Чтобы понять менталитет китайца, Л.А. Никитич рекомендует обратиться к нравственной философии китайского мыслителя Конфуция, сформулировавшего этические нормы и ритуалы всех последующих китайских поколений. Для любого китайца, независимо от возраста и социального положения, и сегодня Конфуций – бог, но бог, реально живший среди людей и обучавший их нравственному поведению. В 22 года он начал обучать, прославился как самый знаменитый педагог Китая. В 50 лет Конфуций стал высоким сановником в государстве. Большой заслугой конфуцианства является признание конструктивной роли знания, ценности, навсегда ставшей составной частью китайского менталитета. Знание – величайшая ценность, и путь к нему должен быть открыт каждому. Через сферу образования и самосовершенствования Конфуций по сути дела провозгласил принцип равных возможностей.
Во II в. до н.э. во времена династии Хань конфуцианство было объявлено официальной идеологией императорского Китая. К этому времени сеть школ, появившихся в Древнем Китае еще в конце II тысячелетия до н.э., охватила страну. В начальных школах дети учились с 7 лет. Они овладевали иероглифической письменностью. Успешно сдавшие экзамены продолжали учиться в средних и провинциальных школах. Главное внимание в них уделялось изучению конфуцианских канонов. В столице существовала императорская школа, окончившие которую после сдачи экзаменов могли получить чиновничью должность. Успешно сдавшие экзамены получали награды, например, лучшим ученикам дарили парадную одежду, в которой они возвращались домой. Впереди бежал гонец, который сообщал во всех селениях о "подвиге", и все чиновники обязаны были встречать героя игрой на музыкальных инструментах и хоровым пением.
Сохранилась легенда о том, что из самых талантливых и трудолюбивых выпускников императорской школы император выбирал мужа для своей дочери.
Начало так называемой экзаменационной системе положил император У-ди в 124 г. до н.э. Для получения должности отныне необходимо было сдавать экзамены – от бюрократов требовалась образованность. Выставлялись дощечки с "экзаменационными билетами" и претенденты на должность стреляли в них из лука, тем самым как бы бросая жребий. А суть самого экзамена состояла в знании канонических конфуцианских книг: Книги песен, Книги истории, летописи "Весна и Осень", трактатов по музыке и ритуалу. Поскольку тексты заучивались наизусть, экзамены требовали отличной памяти и трудолюбия. Но такая система позволяла даже простолюдину сделать чиновничью карьеру и, напротив, она низводила до положения простого человека ленивых и бездарных потомков даже князей. А так как при династии Хань конфуцианство стало официальной идеологией, экзамены являлись и проверкой политической благонадежности.
Смотрите также::
Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении:
анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка
Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны ...
Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае
В этой главе мы подробно изучим особенности древнекитайских систем воспитания и обучения. Рассмотрим их зарождение и развитие, влияние на них философских взглядов таких мудрецов как Конфуций, его сторонников и оппонентов. В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и ...
Принцип гюйгенса
Эта тема наиболее обширно и понятно раскрыта в учебнике Касьянова. В нем не только представлен рисунок, но и приведено описание всех его элементов. В то время, как в учебнике Мякишева дан рисунок, который не в полной мере отражает данный принцип, что значительно усложняет понимание его учащимися, к ...