Первоначально слово «университет» не имело ничего общего со школой. Им называли любое сообщество людей, связанных взаимной присягой. Этот корпоративный вид объединения людей отличали горизонтальные связи – вместо тех, которые основывались на вертикальных отношениях господства и подчинения. «Университетом» была и вся городская коммуна, и иные корпорации как в ее составе, так и вне ее пределов. Однако с течением времени термин «университет» закрепился за корпорациями преподавателей и учеников. Его уже применяли, например, к «университету магистров и студентов города Парижа». Иное название объединений наставников и студентов – Studium generale, всеобщая высшая школа.
Как и прочие средневековые корпорации, университеты были созданы для поддержания мира между своими членами. Но также и для преодоления внешних конфликтов, например, с горожанами. Беспокойства от пришлых студентов и магистров проистекало не мало, а защитить их было некому. Они заключали поэтому клятвенные союзы для взаимопомощи и совместных действий, например, угроз покинуть негостеприимный город или для коллективных жалоб королю, папе или императору.
Ярким примером может служить Болонский университет. Это учебное заведение пользовалось широкими привилегиями. В середине ХІІ в. студенты Болонского университета так описывали условия, в которых они находились, императору «Священной Римской империи» Фридриху І Барбароссе: «Мы любим этот город больше других. Он богат и имеет все условия для обучения. Со всех концов Европы сюда стекаются толпы учеников, охочих до знаний. Мы привозим с собой вещи, одежду, деньги и находим подходящую комнату в центре города. Мы получаем все, что нам нужно, по сносным ценам. Горожане уважают нас. Только в одном случае они досаждают нам: когда требуют уплатить долг, оставленный кем-либо из наших соседей».
Этот изъян был немедленно устранен императором, который издал эдикт в 1158 году, где среди прочих привилегий для студентов было оговорено и освобождение их от ответственности за действия соседей. Фридрих І Барбаросса полностью оградил студентов и от вмешательства властей в их жизнь: «Никому не позволительно быть столь дерзким, чтобы причинить вред ученикам». Согласно уголовному и гражданскому праву, при возникновении каких-либо коллизий судьба студентов всецело зависела от воли ректора. Отношения между преподавателями и студентами были демократичными. Профессора обращались к учащимся со словами «дорогой друг». При желании студенты могли сами выбирать себе преподавателя.
Смотрите также::
Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социаль ...
Возрастные особенности подростков и виктимизация
Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормальног ...
Дифференциальная и педагогическая диагностика аутичных детей
С прогрессом медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизма все более значимой становится проблема как можно более ранней диагностики заболевания, с последующим построением индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. Все существующи ...