Первоначально слово «университет» не имело ничего общего со школой. Им называли любое сообщество людей, связанных взаимной присягой. Этот корпоративный вид объединения людей отличали горизонтальные связи – вместо тех, которые основывались на вертикальных отношениях господства и подчинения. «Университетом» была и вся городская коммуна, и иные корпорации как в ее составе, так и вне ее пределов. Однако с течением времени термин «университет» закрепился за корпорациями преподавателей и учеников. Его уже применяли, например, к «университету магистров и студентов города Парижа». Иное название объединений наставников и студентов – Studium generale, всеобщая высшая школа.
Как и прочие средневековые корпорации, университеты были созданы для поддержания мира между своими членами. Но также и для преодоления внешних конфликтов, например, с горожанами. Беспокойства от пришлых студентов и магистров проистекало не мало, а защитить их было некому. Они заключали поэтому клятвенные союзы для взаимопомощи и совместных действий, например, угроз покинуть негостеприимный город или для коллективных жалоб королю, папе или императору.
Ярким примером может служить Болонский университет. Это учебное заведение пользовалось широкими привилегиями. В середине ХІІ в. студенты Болонского университета так описывали условия, в которых они находились, императору «Священной Римской империи» Фридриху І Барбароссе: «Мы любим этот город больше других. Он богат и имеет все условия для обучения. Со всех концов Европы сюда стекаются толпы учеников, охочих до знаний. Мы привозим с собой вещи, одежду, деньги и находим подходящую комнату в центре города. Мы получаем все, что нам нужно, по сносным ценам. Горожане уважают нас. Только в одном случае они досаждают нам: когда требуют уплатить долг, оставленный кем-либо из наших соседей».
Этот изъян был немедленно устранен императором, который издал эдикт в 1158 году, где среди прочих привилегий для студентов было оговорено и освобождение их от ответственности за действия соседей. Фридрих І Барбаросса полностью оградил студентов и от вмешательства властей в их жизнь: «Никому не позволительно быть столь дерзким, чтобы причинить вред ученикам». Согласно уголовному и гражданскому праву, при возникновении каких-либо коллизий судьба студентов всецело зависела от воли ректора. Отношения между преподавателями и студентами были демократичными. Профессора обращались к учащимся со словами «дорогой друг». При желании студенты могли сами выбирать себе преподавателя.
Смотрите также::
Отличительные особенности домашнего компьютера как средства обучения
В качестве средства обучения домашний компьютер имеет ряд отличий по сравнению с компьютерами, установленными в классе. Вот лишь некоторые из них. 1 Индивидуальное использование Ребенок работает с компьютером в привычной для него домашней обстановке, принципиально отличающейся от условий школы. Нет ...
Становление и развитие теоретических знаний в истории православной
педагогической культуры России
Приняв Крещение, русский народ получил богатейшую литературу, и прежде всего Библию. В большинстве православных семей России принято было ежедневно читать Евангелие, а Псалтырь знали наизусть, она была практически настольной книгой наших предков. Читая их, человек Древней Руси постигал сущность хри ...
Сотрудничество с семьями воспитанников как условие
формирования представлений об экологической культуре у детей
Формирование представлений об экологической культуре, напоминает Н.А. Бирюкова - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи и образовательного учреждения, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Приступая к работе с с ...