Далее мы, для более точной диагностики развития речи школьников, имеющих отклонения в психическом развитии, мы применили диагностику при помощи методики М.Р. Львова. Львов М.Р. Он выделяет семь критериев речи:
1. Содержательность.
2. Логичность.
3. Точность.
4. Языковая правильность речи.
5. Ясность.
6. Коммуникативная целесообразность.
7. Выразительность.
Осуществляя констатирующий этап эксперимента для определения уровня развития речи учащихся, школьникам было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.
Задание 1. Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами).
1. Осень. 2. Дети сажают молодые деревца. 3. Дети копают ямки вдоль улицы. 4. Весна. Деревья зазеленели. 5. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев.
Уровнями определения речевых нарушений являются:
Высокий уровень: упражнение выполнено верно.
Средний уровень: упражнение выполнено. Учащийся допустил 1-2 ошибки.
Низкий уровень: упражнение выполнено. Учащийся допустил 3 и более ошибок.
Так, ученик А.Д. выполнил задание следующим образом:
Осень. Дети копают ямки вдоль улицы. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев. Дети сажают молодые деревца. Весна. Деревья зазеленели.
К.А. написал следующее:
Осень. Дети копают ямки вдоль улицы. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев. Дети сажают молодые деревца.
Весна. Деревья зазеленели.
Далее предложили школьникам рассказать о том, что у них получилось. К.А. говорил замедленно, но правильно координировал речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. Предложили школьнику стремиться говорить чётко, поторопиться, наметив план высказывания.
И.И. ускорял темпа внешней речи и это соответствовало внутренней речи. Это ускорение было настолько велико, что высказывая мысль учащийся сбивается с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы.
В письменной речи школьника ускорение темпа внутренней речи проявилось таким образом, что у учащегося недописаны слоги, буквы в словах, пропускает слова.
Обобщив полученные результаты, представляем таблицу 3.
Таблица 3 - Данные диагностики констатирующего эксперимента после применения методики М.Р. Львова
№пп |
Ф.И. |
Эксперимент |
констатирующий этап | ||
1 |
А. Д. |
средний |
2 |
А. З. |
средний |
3 |
Б. В. |
средний |
4 |
Г. Я. |
средний |
5 |
Г. А. |
средний |
6 |
Д.Д. |
низкий |
7 |
Ж. А. |
высокий |
8 |
И.И. |
низкий |
9 |
К. А. |
высокий |
10 |
К. А. |
низкий |
Данные констатирующего эксперимента показали, что высокий уровень развития речи школьников, имеющих речевые отклонения у 2 учащихся, что составляет 20%. Это проявляется в том, что в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания, отвечая на вопросы целесообразно и ясно.
Смотрите также::
Опытно-экспериментальная работа по устранению речевых нарушений у детей
младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения
Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 15 г. Майкопа в 4 «Г» классе, классный руководитель Нехай С.Р. В исследовании приняли участие 12 школьников, в том числе 2 девочек и 10 мальчиков. Наше исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, итоговый эксперимент, систе ...
Работа с научной литературой
Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для ...
Отражение волн
Данная тема в учебнике Мякишева иллюстрирована всего одним загроможденным всего одним и трудным для восприятия рисунком. А в учебнике Касьянова эта тема представлена множеством рисунков, которые доступно иллюстрируют отдельные пункты данной темы. Рис. 47 Мякишев 11 класс Рис. 48 Касьянов 11 класс Р ...