Стратегические умения:
использовать известные языковые средства для пояснения/толкования (Nun? Wissen Sie Ich will’s mal anders sagen. Verstehen Sie, was ich meine? .);
использовать перефразу для уточнения;
использовать синонимические способы выражения мысли;
проявлять инициативу в общении;
менять тему разговора;
пользоваться переспросами (What? You what? I didn't hear what you said. Sorry? Why? Why do you ask? .).
Характеристика подготовительных и речевых/ коммуникативных упражнений для обучения говорению
Подсистема подготовительных/тренировочных упражнений призвана обеспечить условия формирования речевого высказывания и успешность его осуществления.
В 1970—1980-е годы создатели коммуникативно-ориентированного подхода резко возражали против выполнения подготовительных/некоммуникативных упражнений и даже коммуникативных, если ситуативная обусловленность касалась не всего учебного процесса, а лишь какой-то одной части заданий.
Некоммуникативные упражнения отвергались потому, что в них не обращается внимание на экстралингвистические условия речевого общения, а некоторые коммуникативные — по той причине, что ситуации, на фоне которых они выполняются, не подготавливаются всем предыдущим опытом, носят искусственный характер и не воспринимаются носителями языка как нужные и реально существующие. Вместо лингвистической прогрессии (например, лексической, грамматической и т.д.) рекомендовалось соблюдать нарастание прогрессии в речевых актах, которым и следует подчинять весь языковой материал. В центре внимания должна находиться при этом функциональная особенность языковых средств.
Увлечение функцией за счет формы привело к огромному количеству ошибок в иноязычном общении и выявило ряд проблем, нуждающихся в теоретическом и экспериментальном обосновании, например:
разработка критериев отбора коммуникативных ситуаций и способов их рациональной презентации в учебниках;
определение оптимального соотношения между функцией и формой при коммуникативно-ориентированном обучении языку;
• проверка сравнительной эффективности различных путей формирования коммуникативной компетенции.
Примерную организацию подготовительных упражнений можно представить следующим образом:
имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов);
видоизменение предложений (подстановки, расширение или сокращение предложений/замена реплик в диалоге и др.);
синонимические и антонимические замены;
комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул);
конструирование и образование по аналогии;
составление ассоциограмм;
вопросоответные упражнения и др.
На этапе подготовительных упражнений центр тяжести должен переноситься на операции, которые помогают:
широко пользоваться аналогией;
определять по самым различным признакам искомое;
выбирать правильное решение из двух противопоставленных;
восстанавливать в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст;
ориентироваться в структуре предложения;
переносить найденное решение в новые ситуации,
Смотрите также::
Возрастные особенности мышления
Прежде чем обсуждать то, что характерно для развития и диагностики мышления в подростковом возрасте, необходимо определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей. От младшего школьного возраста подростковый (12 – 14 лет ...
Наглядные методы воспитания правильной осанки у детей
дошкольного возраста
Серия картинок "Что такое хорошо, что такое плохо" предназначена для занятий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста в детском саду. Цель занятий - дать детям соответственно их возрасту знания о правильной осанке. На рисунках изображены 6 положительных и 6 отрицательных моментов ...
Развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях ...