Новое в педагогике » Кампус как центр университетской и культурной жизни » Внутренняя жизнь средневекового университета

Внутренняя жизнь средневекового университета

Попадая в университет, человек оказывался включенным в систему связей сразу нескольких корпораций. Прежде всего – землячества, «нации». В Париже их было четыре – Французская, Нормандская, Пикардийская, Английская (со временем Столетней войны ставшая Германской). Названия были условны. Нация защищала имущественные права своих членов, отстаивая их интересы, если им мешали вовремя получить степень, занять очередную университетскую должность или быть включенным в ротулы. Нация устраивала свои праздники, чтила святого патрона (у «французов» в Париже им был Карл Великий, а у «англо-германцев» – святой Георгий), помогала заболевшим товарищам, хоронила умерших, мало чем отличалась в этом от прочих средневековых братств. Нации также контролировали преподавание свободных искусств, ведали имущественными вопросами. Так, нациям подчинялись «университетские посыльные» – ими были купцы, обеспечивающие доставку переписки студентов с родителями, помогавшие переводу денег от родителей обучающимся детям-студиозусам. За это «университетские посыльные» считались «подданными» университета (как и поставщики бумаги и пергамента, переписчики книг и пр.).

Несмотря на бесконечное разнообразие уставов, основные принципы преподавания были повсюду схожи. Утром читались курсорные или ординарные лекции (lectio). Преподаватель зачитывал текст книги, затем выделял основную проблему и разбивал ее на подвопросы. На вечерних, экстраординарных лекциях уже другие преподаватели (ими могли быть и бакалавры) растолковывали, повторяли утреннюю тему либо же останавливались на специальных вопросах. Умение выделять вопросы (questio) считалось важнейшим. Не меньшее внимание уделялось умению вести полемику. Обычные, ординарные диспуты (disputatio) проводились еженедельно. Событием, привлекавшим много публики, были диспуты «о чем угодно» (кводлибеты). Проводимые согласно особому кодексу чести, они напоминали рыцарские турниры. Затрагиваемые темы часто носили фривольный характер, но иногда касались злободневных политических вопросов.

Большинство актов университетской жизни отличались своей театрализованностью. Вот как, например, шло присвоение степени бакалавра («детерминация») в Пражском университете. Кандидату, одетому в студенческий плащ и сидящему среди студентов, его наставник («промотор») предлагал сюжет для толкования («софизм»). Отвечать по заранее сделанным записям запрещалось. После правильных ответов студенту подавалась одежда бакалавра. Переодевшись, он занимал место среди бакалавров. Затем – снова демонстрировал свои знания и определял квестию. В случае успеха – присягал на верность факультету искусств и обещал не добиваться магистерской степени в другом университете. Затем произносилась речь промотора в честь кандидата, где подтверждалось, что он прослушал все требуемые курсы и давалась оценка его личных качеств. Для получения более высоких степеней кандидату приходилось вести многочасовые диспуты, читать проповеди и давать пробные уроки. Вся процедура могла растягиваться на несколько дней.


Смотрите также::

Сущность содержательно-оценочной основы обучения
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому — эффективными», — утверждает Ш.А. Амонашвили. Из этих высказываний определенно в ...

Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольник
Продуктивная деятельность – деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью ...

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы [30]. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru