Попадая в университет, человек оказывался включенным в систему связей сразу нескольких корпораций. Прежде всего – землячества, «нации». В Париже их было четыре – Французская, Нормандская, Пикардийская, Английская (со временем Столетней войны ставшая Германской). Названия были условны. Нация защищала имущественные права своих членов, отстаивая их интересы, если им мешали вовремя получить степень, занять очередную университетскую должность или быть включенным в ротулы. Нация устраивала свои праздники, чтила святого патрона (у «французов» в Париже им был Карл Великий, а у «англо-германцев» – святой Георгий), помогала заболевшим товарищам, хоронила умерших, мало чем отличалась в этом от прочих средневековых братств. Нации также контролировали преподавание свободных искусств, ведали имущественными вопросами. Так, нациям подчинялись «университетские посыльные» – ими были купцы, обеспечивающие доставку переписки студентов с родителями, помогавшие переводу денег от родителей обучающимся детям-студиозусам. За это «университетские посыльные» считались «подданными» университета (как и поставщики бумаги и пергамента, переписчики книг и пр.).
Несмотря на бесконечное разнообразие уставов, основные принципы преподавания были повсюду схожи. Утром читались курсорные или ординарные лекции (lectio). Преподаватель зачитывал текст книги, затем выделял основную проблему и разбивал ее на подвопросы. На вечерних, экстраординарных лекциях уже другие преподаватели (ими могли быть и бакалавры) растолковывали, повторяли утреннюю тему либо же останавливались на специальных вопросах. Умение выделять вопросы (questio) считалось важнейшим. Не меньшее внимание уделялось умению вести полемику. Обычные, ординарные диспуты (disputatio) проводились еженедельно. Событием, привлекавшим много публики, были диспуты «о чем угодно» (кводлибеты). Проводимые согласно особому кодексу чести, они напоминали рыцарские турниры. Затрагиваемые темы часто носили фривольный характер, но иногда касались злободневных политических вопросов.
Большинство актов университетской жизни отличались своей театрализованностью. Вот как, например, шло присвоение степени бакалавра («детерминация») в Пражском университете. Кандидату, одетому в студенческий плащ и сидящему среди студентов, его наставник («промотор») предлагал сюжет для толкования («софизм»). Отвечать по заранее сделанным записям запрещалось. После правильных ответов студенту подавалась одежда бакалавра. Переодевшись, он занимал место среди бакалавров. Затем – снова демонстрировал свои знания и определял квестию. В случае успеха – присягал на верность факультету искусств и обещал не добиваться магистерской степени в другом университете. Затем произносилась речь промотора в честь кандидата, где подтверждалось, что он прослушал все требуемые курсы и давалась оценка его личных качеств. Для получения более высоких степеней кандидату приходилось вести многочасовые диспуты, читать проповеди и давать пробные уроки. Вся процедура могла растягиваться на несколько дней.
Смотрите также::
Эмпирическое
исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся
Наше исследование проводилось на базе Астраханского государственного колледжа профессиональных технологий. В исследовании принимали участие: студенты 1-3 курсов, в возрасте 15-18 лет, в количестве 58 человек, из которых: юноши - 32 человека, девушки - 25 человек; преподаватели колледжа, в количеств ...
Педагогические условия творческого саморазвития студентов
В последние годы учеными, разрабатывающими различные аспекты проблемы формирования творческого саморазвития студентов, были предложены разнообразные подходы к выявлению педагогических условий, способствующих совершенствованию этого процесса в условиях модернизации высшего профессионального образова ...
Основы элементов детского актерского мастерства
Художник с детства должен уметь рисовать, музыкант с детства должен иметь слух, что же касается актёрских способностей, они есть у каждого, все дети играют. В известном смысле все люди - актёры. Хотя бы потому, что социальное положение человека неминуемо диктует ему формы его социального поведения. ...