Новое в педагогике » Сущность коммуникативной методики и ее реализация в условиях школы » Обучение говорению

Обучение говорению

Страница 2

Коммуникативные намерения: описать .; охарактеризовать .; запросить информацию

Речевые умения:

описать лицо (назвать имя, возраст, род занятий, место проживания и т.д.), запросить соответствующую информацию о ком-либо;

описать животное (назвать его, сказать, что оно может делать, какое оно), запросить соответствующую информацию о каком-либо животном;

описать предмет (назвать его, указать его принадлежность, качество, месторасположение), запросить соответствующую информацию о каком-либо предмете;

прокомментировать действия сверстника (что и как он делает);

описать куклу/персонаж (назвать имя, дать характеристику ее/ его внешности, описать ее/его одежду, выразить на элементарном уровне свое отношение к ней/к нему [5, ч. I, II]

Динамику умений говорения поясним на примере трех этапов школ 3—4 моделей (углубленное изучение языка, гимназии, лицеи).

Средний этап обучения (V—VII классы)

Характер текстов: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен информацией; монолог-описание, сообщение, повествование, характеристика.

Речевые умения:

запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением;

логично и последовательно высказываться;

аргументировать точку зрения/собственное мнение;

уточнять/дополнять сказанное;

выражать различные коммуникативные намерения;

строить развернутые сообщения;

переводить разговор на другую тему;

использовать эмоционально-экспрессивные средства и др.

Стратегические (компенсирующие) умения:

использовать мимику, жесты;

обращаться за помощью к собеседнику;

опираться на средства зрительной наглядности.

Старший этап обучения (VIII—IX классы)

Характер текстов: диалог-информирование, диалог-рассуждение, диалог-обмен мнениями; монолог (см. средний этап обучения).

Речевые умения:

запрашивать и сообщать информацию;

аргументировать собственное высказывание;

логично и последовательно выражать свою мысль/мнение;

делать уточнение, дополнение, пояснение;

выражать эмоциональную оценку.

Стратегические умения:

использовать перифразу, синонимы с целью уточнения/разъяснения;

использовать слова — описания общих понятий;

использовать толкования с помощью известных языковых средств;

использовать мимику, жесты.

Профильно-ориентированный этап обучения (X—XI классы)

Характер текстов: дискуссия, полемика, интервью; доклад, сообщение, комментарий.

Речевые умения:

передавать информацию, аргументируя собственную точку зрения;

пояснять, уточнять;

интерпретировать высказываемые мысли;

логично и последовательно излагать информацию;

делать обобщения, выводы, заключения;

подхватывать и дополнять мысль партнера по общению;

задавать серию вопросов (как кратких, так и развернутых) с целью получения необходимой информации;

быстро реагировать на заданные вопросы;

корректно прерывать собеседника;

концентрировать и распределять внимание в процессе диалогического общения;

обоснованно использовать эмоционально-оценочные слова, фразы и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние действия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой»(К.С.Лебединская). Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявля ...

Психологические основы формирования устной речи
В психологии рассматриваются вопросы речевой деятельности детей младшего школьного возраста. Р.С. Немов рассматривает высказывание как продукт речевой деятельности. С точки зрения психологии речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и пе ...

Особенности воспитания в Древней Индии
По мнению З.И. Васильевой, И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной и др., жизнь человека представлялась индийцам непрерывной цепью "деяний", священнодействий. Вся жизнь индийца, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов. Ритуал сопровождал зачатие ребенка, его рождение, первый вынос из дома, ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru