Этап развития неподготовленной речи:
а) с опорой на источник информации (книгу, статью, картину, художественный или документальный фильм и т. д.);
б) с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся (на однажды прочитанное или увиденное, на собственное суждение, на фантазию и т. д.);
в) с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и дискуссиях.
Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые);
постановка узловых вопросов к тексту;
диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;
составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;
драматизация монологического текста;
дополнение или видоизменение диалога; составление направленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа (кино-, диафильма и т.д.);
объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;
положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его;
завершение диалога с ориентацией на подсказку (кто, с кем говорит, где, когда и о чем и др.).
Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи:
воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения и т.д.);
составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану; на заданную тему, изложенную кратко на родном языке, и т.д.);
описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма и др.), связанной(ых) с изучаемой темой;
воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;
объяснение на иностранном языке заголовка (реалий);
определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклада, выступления);
выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их;
пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме);
сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами;
составление плана прослушанного рассказа;
изложение диалога в монологической форме и др.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:
составление аргументированных ответов на вопросы;
проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
проведение ролевых игр или викторин;
проведение дискуссии или диспута;
беседа за круглым столом и др.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:
придумывание заголовка и его обоснование;
описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;
составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
определение и обоснование квинтэссенции высказывания;
характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
оценка прослушанного или прочитанного;
составление кратких объявлений и текстов открыток.
Смотрите также::
Методические рекомендации по созданию педагогических условий в семье для
развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности
С целью создания наиболее благоприятных условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности мы предлагаем усилить взаимодействие педагогов ДОУ и родителей. Из анкетирования следует, что родители расположены к принятию новой информации по данному вопросу через консу ...
Логика в ораторском искусстве
Во время работы в школе я обратила внимание на то, что дети не умеют строить речь логически и композиционно верно. Устное публичное выступление всегда привлекает ярко выраженной эмоциональностью, художественностью, но оно по себе немного стоит, если не опирается на логическую организацию речи. Отсу ...
Методы развития творческого потенциала
Известны некоторые способности и навыки гениев: • Использование системного мышления. Одним из наиболее существенных паттернов гениальных людей является способность мыслить "системно", а не "механически". Ментальные стратегии обычно позволяют им отследить целые системы взаимодейс ...