Еще в период обучения грамоте (система развивающего обучения) учитель МОУ лицея №109, г. Екатеринбурга Е.В.Бельдина ставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости - зрительному вниманию, которое сливается в одну орфографическую задачу. Но в этот период у нее не получилось систематической, целенаправленной работы по этой проблеме, так как ее тогда больше интересовали вопросы , как научить детей мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и т. д.
Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Анализ этого вида работы проводился по двум позициям: количество ошибок; классификация ошибок по орфограммам. Это дало возможность выявить слабоуспевающих учеников по русскому языку и установить причины их неуспеваемости (хотя причины были у каждого ребенка свои). Вот некоторые из них:
· незнание правил;
· знание правила, но неумение их применять;
· дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
· отсутствует положительная мотивация;
· плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
· дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.
Вся работа со слабоуспевающими учениками была разбита на несколько этапов.
Первый этап - выяснительно - организационный.
Учитель выясняет причины слабой успеваемости, анализирует ошибки в работах, устанавливает количественный состав слабоуспевающих учащихся и намечает пути устранения наиболее типичных ошибок.
Учитель разрабатывает "экран грамотности" класса, который помогает увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.
"Экран" выглядит следующим образом:
№п/п |
Список детей |
Орфограммы | |||||
Типы ошибок учащиеся должны определять сами, учитель их этому учит. Затем ошибки классифицируются детьми по принципу отношения к объекту запоминания в процессе обучения: слова, которые надо запомнить, - словарные слова; слова, которые надо знать и применять на практике, то есть при письме; ошибки на внимательность.
Вот так выглядит "Дневник грамотности".
№п/п |
Типы ошибок |
Количество ошибок |
Число и месяц проведения проверочной работы |
На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте.
На втором этапе - методико-отборочном - была поставлена задача: "С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?"
Смотрите также::
Методика обучения математическому моделированию по учебникам
Дорофеева Г. В., Петерсон Л. Г.
«Математика-5», «Математика-6»
Учебники Г. В. Дорофеева, Л. Г. Петерсон «Математика-5», «Математика-6» входят в часть единого непрерывного курса математики и являются продолжением учебника математики для начальной школы авторов Н. Я. Виленкина и Л. Г. Петерсон. Этот курс разрабатывается в настоящее время с позиции развивающего о ...
Творчество в педагогической деятельности
Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, п ...
Плоское зеркало
В учебнике Пёрышкина данная тема представлена на рисунках, отображающих опыт, который предлагает провести автор. Это облегчает понимание материала учащимися. Рис. 32 Пёрышкин 8 класс Рис. 33 Пёрышкин 8 класс В учебниках Пинского и Пёрышкина более полно представлено на рисунках эта тема. Но у Пинско ...