Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Потребность в образовательных реформах, вызванная различными факторами общественного развития, порождает инновационные процессы в образовании. Они проходят на всех его уровнях, характеризуются многонаправленностью действия, что привело к созданию в различных странах систем беспрерывного образования, внедрение новых технологий, в первую очередь, компьютерных, поиску оптимальных моделей управленческой деятельности, обновление содержания образования.
Для обеспечения качества образования необходим должный культурный уровень и образцов деятельности, и процедуры их трансляции. Считается, что воспроизводство педагогического труда и педагогического искусства осуществляется в результате обучения педагогов в педагогических институтах, в ходе переподготовки их в институтах повышения квалификации, в научно-методической работе образовательного учреждения. В школе широко распространена практика открытых уроков, занятий, внеклассных мероприятий и других форм деятельности для учителей, слушателей повышения квалификации, студентов-практикантов. Но при этом остаётся неясным, гарантируют ли такие «показы» освоение и распространение актуальных образцов деятельности, какие механизмы лежат в основе её освоения и воспроизводства.
Школы-гимназии города Гродно ежегодно проводят более 20 семинаров и конференций различного уровня с целью передачи актуальных образцов педагогической деятельности.
Интервьюирование участников семинара по развивающему обучению показало, что простое содержание на уроках образцов педагогической деятельности в развивающем обучении по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова недостаточно для их воспроизведения. Зафиксированы склонившиеся в образовательной практике противоречия определившие необходимость упорядочения инновационной деятельности в образовании, выделение среди неограниченной массы предполагаемых новшеств действительно актуальных образцов педагогической деятельности. Они, в свою очередь, должны отвечать требованиям культуры и способствовать развитию, как самого образования, так и его субъектов культуросообразной организации процесса освоения образцов, а также выступать в качестве базовых компонентов современного уровня развития педагогической культуры. Разрешению этих вопросов может способствовать создаваемый нами проект процедуры освоения образцов деятельности педагога. Ценностное сознание во многом определяет смысл и направленность преобразований.
Смотрите также::
Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и
оптимизации воспитательного процесса
Термин «эффективность» вошел в педагогический обиход из других областей знаний. Основу данного термина составляет слово «эффект». Расширение понятия «эффект» до понятия «эффективность» обусловливает изменение смысловой нагрузки последнего, означающего обязательно продуктивное, полезное, действенно ...
История развития игр
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника и потому рассматривается советскими педагогами как одно из главных средств воспитания. Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В.В. Гориневский отмечал: «У всех ...
Сказки Пушкина
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам ...