Святитель Феофан пишет о том, что полезно даже настроить детей так, чтобы они боялись своей воли. Главным средством для этого может служить опытное убеждение в том, что не должно слушать себя во всем. Это будет понятно детям из тех примеров, когда они много желают, но желаемое, как правило, вредно для их тела и души. Учитывая существующие закономерности психофизического развития, следует ослаблять силу и значимость внешних впечатлений. Способность переносить психические и физические нагрузки и неудобства делает человека духовно свободным и истинно сильным. Под таким «действованием» ума, воли и низших сил само собою, как указывал святитель Феофан, и сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь истинные и здравые чувства.
Признание примата духовного начала в человеке объясняет и оправдывает наличие аскетического момента в православном воспитании детей. Но даже самая строгая аскетическая жизнь может превратиться в фанатизм, если нет любви, нет следования Христианским заповедям, которые в основу жизни человека ставят цель спасения его души. Спасение не отрицает развития, но лишает его стихийной самоценности. Вне спасения развитие понимается как самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает человеческую гордость. В рамках спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности, оно становится целомудренным, не развращающим, а, наоборот, собирающим воедино все силы души человека. Такое развитие личности по-настоящему возможно только тогда, когда мы осознаем себя образом и подобием Божиим. Только тогда человек получает как бы истинную систему координат и ориентации в жизни. Мир начинает восприниматься им не как поле приложения своих сил и талантов, а как школа Вечной жизни, как начало пути к себе. Поэтому каждую способность необходимо усовершенствовать так, чтобы через это усиливать любовь к Богу и ближним, или, по крайней мере, не препятствовать этому.
Таким образом, развитие личности является сложнейшим процессом, и современная наука обычно выделяет в нем духовное, физическое, психическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное и другие стороны. С этой точки зрения процесс воспитания в православной педагогике понимается как поиск и обретение ребенком форм духовного бытия во взаимосвязи с другими его компонентами (физическим, психическим, социальным, интеллектуальным, эмоциональным и др.), в традиции и Предании Церкви.
Смотрите также::
Пути формирования диалогической речи у дошкольников в процессе интеграции
образовательных областей
Цель: разработать систему мероприятий, способствующих развитию диалогической речи детей дошкольного года в процессе интеграции образовательных областей и определить её эффективность. По результатам первичного обследования дошкольники, посещавшие две разные группы, были поделены на две равнозначные ...
Отметка и личность школьника
Общение с окружающими, признание и любовь близких людей являются важнейшими потребностями ребенка. Всякие изменения в семейных отношениях вызывают у него болезненные переживания. В случае, когда низкая успеваемость в школе становится причиной отчуждения между ребенком и его родными, он начинает скр ...
Научно-методические основы организации текущего контроля по математике
Методы текущего контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. Основными методами текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: Устный опрос. Письменн ...