Новое в педагогике » Формирование у дошкольников самостоятельности » Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка

Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка

Страница 2

Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности дошкольника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

Однако, существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

Первая группа:

содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;

оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

Вторая группа:

содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели самостоятельной деятельности;

процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.

Проблема самостоятельной работы всегда приковывала к себе внимание наших ученых и педагогов-практиков. И это закономерно: одно из условий эффективности воспитание – привитие детям навыков самостоятельной работы над различным материалом, что объясняется теми целями и задачами, которые стоят в настоящее время перед нашими дошкольными учреждениями: подготовить молодое поколение к жизни, к активному участию в труде.

Эти навыки необходимы им в период обучения в школе и по окончании школы. Следовательно, проблема активизации самостоятельности дошкольников в процессе воспитательной работы – одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Важную роль самостоятельной работе отводили Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Если наши дети, - писал Н. Г. Чернышевский, - хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями».

Большое значение придавал самостоятельной работе К. Д. Ушинский. Он считал, что воспитатель должен не только давать детям знания, но и направлять их умственную деятельность. Дошкольники должны «по возможности трудиться самостоятельно, а воспитатель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Необходимость самостоятельной работы в дошкольном учреждении отстаивала и Н. К. Крупская.

Некоторые вопросы самостоятельной деятельности нашли отражение в современных исследованиях и пособиях по дидактике.

Дидактические вопросы самостоятельной работы дошкольников отражены в книге известного советского педагога Б. П. Есипова «Самостоятельная работа дошкольников на занятиях».

В книге освещаются вопросы о значении самостоятельной работы, о формах и видах самостоятельной работы при объяснении материала, о самостоятельной работе с целью формирования умений и навыков, о самостоятельной работе в процессе повторения и обобщения знаний, вопрос об организации самостоятельной работы и руководстве ею воспитателем.

Автор подчеркивает, что активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка

Вопросы самостоятельной деятельности рассматриваются в статье И. Т. Огородникова «Дидактические основы повышения самостоятельности и активности ребенка». Автор указывает на важность координации изложения материала воспитателем и самостоятельной деятельности дошкольника. Сочетание между этими элементами обучения достигается постепенным наращиванием степени трудности в самостоятельной работе. Автор рекомендует такую систему этой работы:

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Обучение аутичных детей в условиях Центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Существует целый ряд учреждений, куда могут быть помещены дети с аутизмом: ● дошкольные центры по уходу за детьми в дневное время ● центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) ● медицинские дневные центры ● психиатрические дневные стационары ● спе ...

Организация библиотечного фонда
Части библиотечного фонда размещаются в фондохранилище и по структурным подразделениям библиотеки в целях удобного обслуживания читателей и хранения. Первый уровень деления фонда - принадлежность к структурному подразделению библиотеки (например, фонд читального зала, абонемента, отдела искусств и ...

Характеристика психологических особенностей младших школьников
В данном параграфе анализируются условия развития коммуникативных способностей первоклассников, а также рассматриваются психологические особенности развития младших школьников. Исследование условий развития коммуникативных способностей первоклассников потребовало обращения к характеристике своеобра ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru