Самые разнообразные виды самостоятельных работ содержит классификация по источнику и методу приобретения знаний. Наиболее распространенными являются:
Работа с книгой,
Решение и составление задачи,
Лабораторные и практические работы,
Подготовка докладов и рефератов.
По форме выполнения различают устные и письменные самостоятельные работы, а по месту выполнения – классные и домашние.
Успешному выполнению учащимися самостоятельной работы способствуют четкие указания учителя о ее цели, содержании, способах выполнения, формах выражения получаемых результатов. Они могут быть представлены в виде памяток, в которых даются рекомендации по работе с математическим текстом, решению задач, выполнению лабораторных и практических работ, написанию докладов и рефератов. Нельзя при этом пускать на самотек процесс формирования письменной и устной речи учащихся. Следует систематически при выполнении как устных, так и письменных работ, приучать полно, ясно, аргументировано излагать свои мысли.
Содержание, форма, продолжительность самостоятельной работы, проводимой в классе, должны отвечать поставленным целям урока. Она может занимать как несколько минут, а может длиться и весь урок.
Практический опыт показывает, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умении и навыков.
С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа практически не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Смотрите также::
Принципы физического воспитания
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи ...
Сферы проявления педагогического мастерства
Реальный этап педагогической организация начинается с постановки толковой и реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя у детей и обсуждения планов выполнения дела. Уже сама постановка целей является средством стимулирования детей, возбуждения у ни ...
Организация социальной работы по формированию здорового
образа жизни у подростков
Зарубежные исследования показали, что после первоначального эффекта, произведенного новой информацией, она уже не играет значительной роли. Так, например, программы борьбы с курением, созданные исключительно в когнитивном ключе, почти не оказывают влияния на подростков. Сегодня любой из них запрост ...