Новое в педагогике » Самостоятельная работа как средство организации текущего контроля по алгебре » Классификация видов и форм самостоятельной работы

Классификация видов и форм самостоятельной работы

Страница 1

Бурный рост научной информации потребовал некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы на умение учиться самому. У любого учителя, приступающего к решению этой задачи, естественно, возникает вопрос: «Как воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы и с чего начать их формирование?». Для этого мы для начала рассмотрим, что же является самостоятельной работой?

Под самостоятельной работой обычно понимают работу, выполняемую без активной помощи «извне», когда выполняющий работу для достижения поставленной цели сам определяет последовательность своих действий, причины возникающих при этом затруднений и способы их устранения. Если в работах под руководством учителя с его стороны постоянно осуществляется контроль правильности действий ученика и организуется помощь в устранении возникающих у ученика затруднений независимо, быть может, от того, осознал ли он причины возникших затруднений, то

в самостоятельных работах ученик сам осознает характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей. Для выполнения самостоятельной работы учащиеся должны приложить определенные усилия, выражая в той или иной форме результаты своих действий. Без самостоятельной работы невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока, как при изучении нового материала, так и его закреплении. В теории и практике наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ:

По дидактическим целям,

По уровню самостоятельности учащихся,

По степени индивидуализации,

По источнику и методу приобретения знаний

По форме выполнения,

По месту выполнения.

Самостоятельные работы по дидактическому направлению можно разделить на: обучающие и контролирующие.

Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Учитель же составляет схему дальнейшего объяснения материала. Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового материала, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны. Так как самостоятельные обучающие работы проводятся при объяснении нового материала или сразу после объяснения, то - необходима их немедленная проверка. Она создает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке. Контролирующие самостоятельные работы рассмотрим несколько позднее.

Теперь перейдем к рассмотрению классификации работ по степени самостоятельности.

В зависимости от уровня подготовки учащихся им можно предложить:

Самостоятельные работы по образцу,

Реконструктивно-вариативные работы,

Частично-поисковые работы (эвристические),

Исследовательские самостоятельные работы.

При выполнении работ по образцу учащиеся не выходят за рамки воспроизводящей деятельности, направленной на овладение основными знаниями. При этом, предлагаемые задания выполняются по образцам и алгоритмам, представленными учителем или описанными в учебнике. Они играют важную роль при первичном закреплении изученного, так как способствуют созданию условий для перехода учащихся к выполнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Дидактические принципы математики
Общие положения Дидактические принципы – исходные положения теории обучения, выражающие основные закономерности процесса обучения. Они определяются целями обучения и воспитания, потребностями общественного развития, особенностями учебной деятельности учащихся различных возрастов. Дидактические прин ...

Справочно-библиографический аппарат библиотеки
Справочно - библиографический аппарат библиотеки по праву считается ключом к фонду документов, раскрывая его состав и содержание в различных аспектах. Однако этим не ограничивается назначение СБА. Соответствующие его части служат таким же ключом к источникам, находящимся в фондах других библиотек и ...

Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социаль ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru