Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного вида обычно содержат в себе задачи, по условиям которых учащимся приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные. Отличаются от предыдущего типа работ тем, что при их выполнении необходимо преобразовать исходные данные, т.е. проявить более высокий уровень самостоятельности. Еще более высокий уровень самостоятельности учащиеся проявляют при выполнении частично-поисковых (эвристических) работ, требующих переноса знаний и умений в необычные, проблемные ситуации. Высшая же степень самостоятельности проявляется при выполнении исследовательских самостоятельных работ. Здесь, используя накопленные знания и умения при выполнении предыдущих типов самостоятельных работ, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах.
С точки зрения классификации по степени индивидуализации самостоятельная работа может быть:
фронтальной - учащиеся выполняют одно в то же задание;
групповой - для её выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-5 чел.);
парной - например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей;
индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.
Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:
Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.
Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.
Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.
Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.
Первая разновидность наиболее простая, и с неё учитель должен начинать подготовку ребят к более сложным этапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, ученик получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов. Индивидуальная форма предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с одноклассниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний. Индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности учащихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников. Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающие учащиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием. В этом случае учитель должен выступать консультантом, направляя ход мышления слабо успевающего ребенка. Для организации большей самостоятельности школьников используется индивидуализированная форма обучения. Ныне все большее применение получают дифференцированные самостоятельные работы. В практике обычно используется до четырех вариантов разноуровневых заданий. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей.
Однако при реализации любого из рассмотренных подходов приходится преодолевать определенные трудности, связанные как с проверкой большого числа вариантов самостоятельной работы, так и с организацией обсуждения результатов ее выполнения. Решению поставленных проблем способствует использование самостоятельных работ, в которых дифференцирована лишь помощь, оказываемая учащимся. Основу такой работы составляют одни и те же задания, варьируется только система указаний для групп учащихся с различным уровнем подготовленности.
Смотрите также::
Основы элементов детского актерского мастерства
Художник с детства должен уметь рисовать, музыкант с детства должен иметь слух, что же касается актёрских способностей, они есть у каждого, все дети играют. В известном смысле все люди - актёры. Хотя бы потому, что социальное положение человека неминуемо диктует ему формы его социального поведения. ...
Развитие исследовательских умений учащихся 7-9 классов при
обучении математике
Одна из основных задач школы – включение ребенка в активный процесс познания мира, себя в этом мире. Эта задача облегчается, когда учитель является носителем традиции науки и исследовательской деятельности. Исследование деятельности в отечественной психологии происходило с диалектико-материалистиче ...
Теории развития эмоций
Рассмотрим разные теоретические подходы к проблеме возникновения и развития эмоций у человека. «Чистых» теорий эмоций, которые не затрачивали бы другие, связанные с ним вопросы, на самом деле не существует. Это связано с тем, что эмоции, как психическое явление, очень трудно отделить от процессов, ...