Новое в педагогике » Особенности педагогической работы с детьми, страдающими глухонемотой » Система дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи

Система дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи

Страница 2

При обучении детей с тяжелыми нарушениями речи предусматривается взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями.

Осуществляется поэтапное формирование умственных действий и «пошаговое», «пооперациональное» их закрепление в устной, письменной и внутренней речи.

Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом принципа программирования при формировании психических функций, позволяющего формировать в развернутом виде психологическую структуру той или иной деятельности школьника. При этом каждая из операций сложной деятельности выносится во внешний план, отрабатывается изолированно и доводится до автоматизма. В процессе дальнейшего обучения обеспечивается интеграция различных операций в единую программу деятельности.

Обучение школьников с тяжелыми нарушениями речи предусматривает максимальное включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности учащихся. Это обусловлено тем, что речь является средством интеллектуальной деятельности, включается в учебную деятельность, как на фазе ориентировки, так и на фазе реализации и контроля.

Образование учащихся с тяжелыми нарушениями речи предполагает овладение как общеобразовательной программой (в соответствии с государственными стандартами общеобразовательной школы, но с учетом специфики обучения детей с тяжелыми нарушениями речи), так и программой, реализуемой на коррекционных занятиях. Предполагается тесная связь в содержании программ по общеобразовательным предметам и по коррекции нарушений речи. На протяжении всего процесса обучения при овладении каждым учебным предметом (русский язык и литература, математика, природоведение и др.), наряду с решением общеобразовательных задач, проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, формированию диалогической и монологической речи.

Таким образом, единство развивающего и корригирующего обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи, использование научно обоснованных методов и системы обучения, учитывающей особенности психического и речевого развития школьников с речевой патологией, дает возможность обеспечить овладение программой образования в соответствии с обязательными требованиями государственных стандартов.

Преодоление последствий глухонемоты достигается специальным обучением и воспитанием. Глухонемые, не обученные словесной речи, пользуются для общения мимикой и жестами. Однако мимико-жестикуляторная речь располагает весьма ограниченными средствами и не может полностью заменить словесную. Поэтому важнейшим способом компенсации глухонемота является формирование у глухонемых обычной словесной речи в устной и письменной форме. В царской России обучение глухонемых было делом частной предприимчивости и благотворительности. Во всей стране было лишь несколько специальных школ, в которых обучалось всего 6-7% глухонемых детей. В СССР закон о всеобщем обязательном обучении распространяется и на глухонемых детей. Создана сеть специальных школ и дошкольных учреждений, входящих в общую систему народного образования. В школах глухонемые получают общеобразовательную подготовку в объёме восьмилетней школы. Особое место в системе обучения глухонемых детей занимает формирование у них словесной речи, где существенную часть составляет выработка внятного произношения; при этом используют зрительное, тактильно-вибрационное и кинестетические восприятия, а также имеющиеся у многих глухонемых небольшие остатки слуха. В процессе специального обучения имеющийся у глухонемых детей вторичный дефект (немота) преодолевается, и ребёнок, оставаясь глухим, постепенно становится говорящим, а не немым (в связи с этим изменилось и название школы глухонемых - школа глухих). Наряду с общеобразовательной подготовкой учащиеся школ глухих получают профессионально-трудовую подготовку; окончившие школу могут продолжить своё образование в техникумах или, работая на производстве, закончить среднее образование в заочной либо вечерней (сменной) школе и поступить в ВУЗ. Глухонемые пользуются в СССР всеми гражданскими правами наравне со слышащими.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. В 30-е гг. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача&q ...

Анализ действующих учебников по математике с точки зрения использования исторического материала
Проведем анализ некоторых учебников с точки зрения использования в них исторического материала. Учебники М.И. Башмакова: В алгебре 7 класс на уроке № 2 «Составляем алгебраические выражения» приводится исторический материал о том, что «обозначения, которыми мы сейчас пользуемся, для записи формул и ...

Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление
В гуманитарных исследованиях конечным продуктом является текст. Это может быть текст разных жанров: устный доклад, учебно-исследовательская работа, письменный текст доклада, статья, текст компьютерной презентации. Как и любой научный текст, текст учебно-исследовательской работы должен отвечать треб ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru