В основу разработки критериев воспитанности учащихся учреждений начального профессионального образования была положена структура системы социальных отношений, которые должны быть сформированы у учащихся в соответствии с триединой целью процесса профессионального воспитания: формирование личности будущего специалиста, подготовка его к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
В соответствии с этим выделяется комплекс критериев воспитанности учащихся учреждений начального профессионального образования, в совокупности отражающих систему их социально значимых отношений:
1) отношение к обществу и окружающим людям;
2) отношение к труду и осваиваемой профессии;
3) отношение к себе.
Показателями, раскрывающими содержание первого критерия воспитанности учащихся (отношение к обществу и окружающим людям) являются такие качества личности, как любовь к Отечеству, политическая и правовая культура, культура поведения. Показателями второго критерия воспитанности учащихся (отношение к труду и осваиваемой профессии) выступают: самостоятельность в труде и освоении профессии, деловитость и организованность, профессиональная направленность. Показателями третьего критерия воспитанности учащихся (отношение к себе) служат: целеустремленность в самосовершенствовании, адекватная самооценка, здоровый образ жизни.
Диагностически действенными разработанные критерии и показатели воспитанности учащихся становятся при обеспечении их количественным инструментарием. Таким инструментарием выступают три уровня воспитанности учащихся: I - низкий, характеризующийся неустойчивостью системы социальных отношений личности и недостаточностью опыта положительного поведения, регулируемого, в основном, требованиями старших (педагогов, родителей); II - допустимый, характеризующийся устойчивостью системы социальных отношений личности, наличием опыта положительного поведения, хотя активная личностная позиция в их развитии отсутствует; III - желаемый, характеризующийся стабильностью социальных отношений личности и устойчивым положительным опытом поведения наряду с проявлением активной самостоятельности в деятельности.
Обобщая сказанное все ранее сказанное, сделаем некоторые выводы:
1. Сущность понятия «воспитание» применительно к учреждениям, начального профессионального образования должна быть уточнена с учетом профессиональной направленности образовательного процесса в данных учреждениях. Конкретизируется эта сущность в понятии «профессиональное воспитание», под которым понимается целенаправленный процесс формирования личности будущего специалиста и подготовки ее к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
2. Воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования - совокупность последовательных взаимодействий педагога и учащихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного рынка труда.
Цель воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - формирование личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
Особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования объединены нами в три группы: 1)особенности учащихся как возрастной и образовательной группы молодежи; 2) особенности учащихся, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования; 3) особенности воспитательного потенциала личности деятельности педагогов-экономистов.
Эффективность воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования заключается в достижении соответствия между его целями и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в качестве результатов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.
Смотрите также::
Управление
самостоятельной деятельностью учащихся
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Управление самостоятельной деятельностью присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием ...
Краткий исторический очерк об изучении речевого развития учащихся
Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Как отмечает Н. Г. Комлев, "культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Р ...
Результаты экспериментального исследования особенностей
восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата
Экспериментальное исследование позволило выявить следующие особенности: Общий балл по восприятию видов интонации составляет 1,6; общий балл по воспроизведению - 2, 1. Воспроизведение видов интонации дается детям легче, чем восприятие. В основном дети передают виды интонации в своей речи, но с ошибк ...