В основу разработки критериев воспитанности учащихся учреждений начального профессионального образования была положена структура системы социальных отношений, которые должны быть сформированы у учащихся в соответствии с триединой целью процесса профессионального воспитания: формирование личности будущего специалиста, подготовка его к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
В соответствии с этим выделяется комплекс критериев воспитанности учащихся учреждений начального профессионального образования, в совокупности отражающих систему их социально значимых отношений:
1) отношение к обществу и окружающим людям;
2) отношение к труду и осваиваемой профессии;
3) отношение к себе.
Показателями, раскрывающими содержание первого критерия воспитанности учащихся (отношение к обществу и окружающим людям) являются такие качества личности, как любовь к Отечеству, политическая и правовая культура, культура поведения. Показателями второго критерия воспитанности учащихся (отношение к труду и осваиваемой профессии) выступают: самостоятельность в труде и освоении профессии, деловитость и организованность, профессиональная направленность. Показателями третьего критерия воспитанности учащихся (отношение к себе) служат: целеустремленность в самосовершенствовании, адекватная самооценка, здоровый образ жизни.
Диагностически действенными разработанные критерии и показатели воспитанности учащихся становятся при обеспечении их количественным инструментарием. Таким инструментарием выступают три уровня воспитанности учащихся: I - низкий, характеризующийся неустойчивостью системы социальных отношений личности и недостаточностью опыта положительного поведения, регулируемого, в основном, требованиями старших (педагогов, родителей); II - допустимый, характеризующийся устойчивостью системы социальных отношений личности, наличием опыта положительного поведения, хотя активная личностная позиция в их развитии отсутствует; III - желаемый, характеризующийся стабильностью социальных отношений личности и устойчивым положительным опытом поведения наряду с проявлением активной самостоятельности в деятельности.
Обобщая сказанное все ранее сказанное, сделаем некоторые выводы:
1. Сущность понятия «воспитание» применительно к учреждениям, начального профессионального образования должна быть уточнена с учетом профессиональной направленности образовательного процесса в данных учреждениях. Конкретизируется эта сущность в понятии «профессиональное воспитание», под которым понимается целенаправленный процесс формирования личности будущего специалиста и подготовки ее к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
2. Воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования - совокупность последовательных взаимодействий педагога и учащихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного рынка труда.
Цель воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - формирование личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
Особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования объединены нами в три группы: 1)особенности учащихся как возрастной и образовательной группы молодежи; 2) особенности учащихся, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования; 3) особенности воспитательного потенциала личности деятельности педагогов-экономистов.
Эффективность воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования заключается в достижении соответствия между его целями и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в качестве результатов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.
Смотрите также::
Творчество в педагогической деятельности
Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, п ...
Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте
В младшем возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не только с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке. ...
Причины и профилактика глухонемоты
Причиной глухонемоты могут быть любые пороки развития органа слуха и перенесенные в раннем детстве заболевания, приводящие к глухоте. Каких-либо патологических изменений в речевом аппарате у глухонемых обычно не наблюдается. Распознавание глухонемоты сводится к определению связи между отсутствием р ...