Новое в педагогике » Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования » Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Страница 1

Отправной точкой теоретического анализа данной проблемы мы избрали построение ее понятийно-категориального аппарата, включив­шего основные и рядополагающие компоненты, такие, как «профессио­нальное образование», «учреждение начального профессионального образования», «воспитание», «профессиональное воспитание», «воспи­тательный процесс», «эффективность», «оптимальность» и др. Анализ и синтез этих компонентов позволили нам уточнить сущность основного понятия нашего исследования - «эффективность воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования».

Советский энциклопедический словарь определяет профессиональное образование как педагогически организованный процесс «овладения определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности».

Социологическая наука (Г.Е. Зборовский), рассматривает профессиональное об­разование в качестве «особого вида образо­вания в целом, в процессе которого на основе обучения, воспитания, развития и социализации личности происходит овладение ею профес­сией, специальностью, квалификацией».

Профессиональное образование выполняет те же социальные функции, что и образование в целом: социализация и развитие личности, ее систематическое обучение и воспитание. Но к этим функциям добавляется еще одна, особо значимая непосредственно для профессио­нального образования, - овладение профессией, что кардинально меняет характер, содержание и направленность образовательного процесса.

Для определения основных характеристик воспитательного процес­са в учреждениях начального профессионального образования необхо­димо проанализировать базовую категорию этого про­цесса - «воспитание».

Воспитание - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая государством, образовательным учреждением, семьей, производством и другими социальными институтами.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Оп­ределение же сути воспитания является одной из самых древних проб­лем, которую общество исторически характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач.

С середины XX века меняется общая направленность воспитания. Оно в возрастающей степени приобретает развивающий характер. В последнее десятилетие, вследствие происходящих в российском обществе политических и экономических перемен, началось широкое общественное движение, направленное на коренной пересмотр харак­тера, содержания, форм и методов воспитания. Суть поиска состоит в том, чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личности.

В работах Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, Н.Л.Селивановой и др. получила новый импульс развития проблема изучения воспитательных систем. При этом особое внимание уделяется изучению педагогических основ организации целостного процесса воспитания, теории и методике формирования личности.

Вопросы отбора содержания, форм и методов организации воспитательного процесса с учетом изменения его целевого компонента рассмотрены Л.А. Блохиной, А.П. Савченко.

Хорошо организованное воспитание, по мнению ученых, должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.

Б.Т. Лихачев отмечает, что воспитание как общественное явление в его движении и развитии практически реализуется в воспитательном процессе .

М.И. Рожков характеризует воспитательный процесс как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого. Отсюда целенаправ­ленность - важнейшая характеристика воспитательного процесса.

Анализируя различные трактовки понятия «воспитание», можно выделить наиболее общие для них признаки, которые отмечаются большинством исследователей:

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Психологические основы методики обучения чтению
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию. Егоров Т. Г. выделял следующие ступени овладения чтением: а) овладение звукобуквенными обозначениями; б) послоговое чтение; в) ступень становления синтетич ...

Психолого-педагогические основы формирования экономической культуры младших школьников
Обстоятельная характеристика возрастных особенностей младших школьников содержится в трудах видных психологов Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтиса, А.А. Люблинской и других. Известно, что с возрастом качественно изменяются не только физические особенности детей ...

Интерферениция света
Прежде чем рассматривать интерференцию света, в учебнике Мякишева рассмотрено подробно сложение волн, образующихся на поверхности воды, рисунок (75). Этот рисунок наглядно изображает явление интерференции, чем облегчает понимание данной темы учащимися школ. В других учебных пособиях подобных рисунк ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru