Новое в педагогике » Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования » Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Страница 2

целенаправленность воздействий на воспитанника;

социальная направленность этих воздействий;

создание условий для усвоения личность определенных норм отношений;

- освоение личностью комплекса социальных ролей.

Теоретические основы проблемы профессионального воспитания представляются нам недостаточно разработанными в педагогической науке.

Попытки целенаправленной организации профессионального воспитания наталкиваются на методологическую неразработанность самого понятия «профессия».

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет профессию как «основной род занятий, трудовой деятельности».

Наиболее разработанными представляются два подхода к определению понятия «профессия»: генетический и структурно-функциональный.

Генетический подход предполагает, что профессия «выкристаллизовывалась» из различных видов деятельности, имевших целью получе­ние специфического общественно полезного продукта. Эволюция профессии идет через «естественный отбор» таких видов деятельности, которые при минимальных затратах энергии гарантируют получение не­обходимого продукта заданного уровня качества. Результатом являет­ся некий эталон, тиражирование которого выступает одним из аспек­тов профессионального обучения. В этом смысле можно сказать: «Про­фессия суть то, что объединяет людей».

С точки зрения структурно-функционального подхода, профессия представляет собой сложившуюся в данном культурно-историческом контексте модель получения общественно необходимого результата.

С.Я. Батышев и Э.Ф. Зеер рассмат­ривают понятие «профессия» как обозначающее вид трудовой деятельности человека, вла­деющего комплексом специальных теоретических знаний, умений и практических навыков, приобретенных в результате специальной под­готовки и опыта работы.

Профессиональное воспитание в этой связи есть «передача опыта осуществления профессиональной деятельности» (5), а также, в соответствии с мнением Н.Н. Дьяченко, «идейно-политическое и нрав­ственное воспитание учащихся, которое направлено на формирование сознательного отношения к труду».

Профессионального воспитания характеризуется направленно­стью на развитие личностного потенциала как трудового потенциала будущего рабочего. С учетом данной специфики профессиональное воспитание должно быть направлено на формирование следующих качеств и свойств личности: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; развитые общие, специальные и профессиональные знания; деловитость и предприимчивость; творческое отношение к труду; профессиональная ответственность; знание правовых норм и законов.

Эти качества и свойства в совокупности характеризуют желаемый образ гражданина, профессионала, который общество ожидает полу­чить на выходе будущего рабочего (специалиста) из системы начально­го профессионального образования. Ведущими чертами такого специалиста должны быть творческая профессиональная деятель­ность и активность в общественной жизни.

Исходя из этого, цель деятельности учреждений начального про­фессионального образования, направленной на воспитание учащихся, - это формирование личности будущего молодого специали­ста, способного к творческой профессиональной деятельности и актив­ной общественной жизни.

Воспитательный про­цесс в учреждениях начального профессионального образования мы рас­сматриваем как динамичную совокупность последовательных взаимо­действий педагога и учащихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Роль коммуникативных заданий при обучении английскому языку
Процесс обучения и учения представляет собой решение целого ряда коммуникативных задач, предлагаемых учителем, решая которые, учащиеся выполняют речевые и неречевые действия, вступают в контакт друг с другом, с группой учащихся или с учителем, пытаясь найти правильные пути решения поставленной комм ...

Выявление характера познавательных интересов учащихся
Развитие познавательных интересов у школьников-подростков имеет большое значение. Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности ...

Сказки Пушкина
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru