Таким образом, в данном классе есть явные лидеры, которые вызывают доверие и уважение среди сверстников, и аутсайдеры. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной сплочённости коллектива.
Для определения круга лиц, чьё мнение важно и значимо в группе (референтной группе) использовалась методика «Референтометрия». Данная методика сходна с вышеописанной методикой «Социометрия».
«Референтометрия»
Цель.
Выявить микроклимат в группе, выявить «звезду», «принебрегаемых» а также группу лиц, к мнению которых прислушиваются остальные (референтная группа).
Ход.
Учащимся предлагалось оценить определённые качества, предложенные им, соотнести их с каждым членом группы.
Данные, полученные в ходе опроса, были соотнесены с данными «Социометрической методики», что позволило получить следующие результаты:
Экспериментальная группа
К категории предпочитаемых относится 20% учащихся – Гуляев Сергей, Дрыгина Марина.
К звёздам относятся 10% учащихся – Евсеев Вячеслав. И к пренебрегаемым относятся 10% учащихся – Коркин Евгений.
Контрольная группа
К категории предпочитаемых относится 30% учащихся – Лопатин Андрей, Кузнецова Анна, Масловская Оксана.
К звёздам относятся 20% учащихся – Скибин Игорь, Тупицин Алексей. И к пренебрегаемым относятся 10% учащихся – Пересыпкина Елена.
Звёзды.
Экспериментальная группа 10%
Контрольная группа 20%
Предпочитаемые.
Экспериментальная группа 10%
Контрольная группа 10%
Пренебрегаемые.
Экспериментальная группа 20%
Контрольная группа 30%
Уровни |
Критерии |
% |
Звёзды |
Личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные поручения, затрагивающих их интерес. |
Э 10 К 20 |
Пренебрегаемый |
Лицо, по отношению к которому осуществляется пренебрежение и неуважение его интересов и убеждений. |
Э 10 К 10 |
Референтная Группа |
Люди мнения которых являются точкой отсчёта для оценки субъекта, самого себя и других людей. |
Э 20 К 30 |
Методика показала, что в данных группах категории «звёзд» и «предпочитаемых» составляют референтную группу, категория «принебрегаемых» составляет 20% от общей массы учащихся, что достаточно высоким показателем.
С целью изучения психологического климата в классе были использованы следующие методики:
1. Опросник «Психологический климат в нашем классе».
2. Методика «Диагностика преобладающего психологического климата в коллективе».
3. Методика «Изучение социально-психологического климата коллектива, класса».
«Психологический климат в нашем классе»
Цель.
Определить психологический климат в коллективе учащихся.
Ход.
Методика включает в себя пять вопросов, к каждому из которых предлагалось три варианта ответа. Результаты, полученные в ходе опроса показали:
Положительный психологический климат.
Экспериментальная группа 70%
Контрольная группа 60%
Неустойчивый психологический климат.
Экспериментальная группа 30%
Контрольная группа 30%
Отрицательный психологический климат.
Экспериментальная группа 0%
Контрольная группа 10%
Уровни |
Критерии |
% |
Положительный психологический климат. |
- высокий уровень сплочённости коллектива. - дружеские отношения. - активное участие в совместной деятельности. |
Э 70 К 60 |
Неустойчивый психологический климат. |
- характерен изменчивый характер отношений в коллективе. |
Э 30 К 30 |
Отрицательный психологический климат. |
- низкий уровень сплочённости. - конфликтные отношения. -совместная деятельность не привлекает учащихся. |
Э 0 К 10 |
Смотрите также::
Установление начального уровня развития мелкой
моторики детей на констатирующем этапе эксперимента
В исследовании принимали участие дети 6 – 7 лет – 12 человек. Все дети были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную. В каждую группу вошло по 6 детей. Для обследования развития мелкой и общей двигательной моторики испытуемых мы использовали три направления: 1. Проверку кинетического ...
Отражение и преломление
света
В учебнике Пурышевой явление отражения и преломления света показано на опыте с оптической шайбой. Это учит школьников хотя бы на бумаге уметь представить и понять эксперимент и сделать выводы по полученным экспериментальным данным. Те же самые рисунки этой установки изображены в учебниках Пинского ...
Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда
Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения. Известен следующий случай. Учитель начальных классов была увлечена использованием графопроект ...