Новое в педагогике » Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме » Обучение аутичных детей в условиях Центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Обучение аутичных детей в условиях Центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Страница 1

Существует целый ряд учреждений, куда могут быть помещены дети с аутизмом:

● дошкольные центры по уходу за детьми в дневное время

● центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)

● медицинские дневные центры

● психиатрические дневные стационары

● специальные дошкольные учреждения

Для оказания помощи детям дошкольного возраста в дневное время, когда родители работают, можно отправить их в любое из перечисленных учреждений. Положительное влияние на состояние развития ребенка будет оказывать его общение со сверстниками. Выбор дошкольного учреждения зависит от интеллектуального уровня развития ребенка, от особенностей его поведения и от возможностей учреждения данного региона обеспечить ему необходимое содержание и помощь. Ни одно из перечисленных учреждений не является специально организованным для детей с аутизмом, тем не менее в ряде из них имеются специалисты по коррекции аутизма. Аутичные дети должны помещаться в маленькие по численности группы с постоянной поддержкой и контролем специалиста. В этих группах не должно быть шумных, беспокойных детей, а сам ребенок должен работать в жестком структурированном режиме. В некоторых дошкольных учреждениях сформированы отдельные группы для аутичных детей.

Для обучения, дети с менее выраженными интеллектуальными отклонениями направляются в школы для детей с нарушениями в обучении (вспомогательные школы). Для обучения детей с глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) наиболее подходящим учреждением является ЦКРОиР.

Рассмотрим, как осуществляется реабилитационная помощь и обучение аутичных детей, в условиях Центра корреционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) г.Гродно.

В классе аутичных детей, 4-го года обучения, занимается 6 учащихся: две девочки и четыре мальчика. Возраст детей от 9 до 13 лет. У двоих детей диагноз – детский аутизм, еще два ребенка с аутистическими проявлениями.

Работа учителя-дефектолога построена на основе использования немецкой программы TEACCH, которая предлагает два направления коррекционно-развивающего воздействия:

● максимальная интеграция детей в общество

● создание специальных условий, где ребенок достигнет высокой степени самостоятельности.

Концепция TEACCH предлагает структурировать обучение, воспитание и развитие аутичных детей.

Структурирование включает в себя три области:

● структурирование пространства

● структурирование времени

● структурирование видов деятельности

Первым и основным приемом коррекционного воспитания ребенка с детским аутизмом является создание для него адекватно организованной сферы. как же правильно организовать ту среду, в которой включение во взаимодействие аутичного ребенка будет максимальным?

Педагог профессионально и творчески подошла к решению этой задачи. В результате создания социальной обучающей среды для аутичных детей, в классе, у каждого ребенка есть свое рабочее место, индивидуальные полки, где располагается материал на каждый урок. Место ребенка обозначено картинкой-символом из той области, к которой он проявляет интерес (сыр, машина, карандаш). Индивидуальные доски (фотография 3) проструктурированы пиктограммами, где указано содержание предстоящей работы на определенный урок. Символы позволяют планировать время – дети работают по плану, выраженному значками. Ученик, выполнив определенную работу, сам убирает или перекладывает в коробочку рисунок-символ. В результате он знает, чем будет заниматься, каков его распорядок работы, чем завершиться деятельность. Доска «Домашнее задание» (фотография 4) также проструктурирована пиктограммами, содержание которых, указывает ребенку, (а также воспитателю) на то, чем он должен заниматься во второй половине дня.

Учитель-дефектолог ввела в учебный процесс глобальное чтение по темам:«Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты» (фотография 5). Глобальное чтение используется и на уроках «Практической математики» (фотография 6,7). Благодаря такой технике чтения, у детей развивается зрительная память, они воспринимают слово целиком, соотнося с картинкой.

Существенную помощь в деле социализации ребенка с аутизмом, уменьшении его тревожности и упорядочивании поведения оказывает формирование у ребенка навыков самоорганизации. Этому способствует наличие четкого расписания дня, когда последовательность происходящих за день событий известна заранее и предсказуема. Общий распорядок дня оформлен в виде режима дня (фотография 8) с картинками, на которых ребенок кушает, занимается, гуляет, одевается, готовится ко сну и т.д.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки—это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове чело-века только в результате его собственной деятельности. Их нельзя прост ...

Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников
II этап исследований изучение взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и доминирующими ценностями, проводился в феврале 2009 года. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МОУ № 79 г. Тольятти. В исследовании принимали участие дети старшего школьного возраст ...

Признаки творческой личности
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомне ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru