В России проблеме коллективизма стали уделять пристальное внимание с начала 19 века (Макаренко, Сухомлинский, Луначарский, Крупская).
Узловым пунктом теории Макаренко являлся тезис «параллельного действия», т.е. органического единства воспитания в жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия.
Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Таким образом, Макаренко дал толчок для развития идеи коллективизма в России. Так В.Е. Гурман предлагал говорить о предрасположенности, а не предопределенности личности как субъекта воспитания. В.Е. Гурман настаивал на том, что социальное воспитание имеет первостепенное значение. Воспитание он рассматривал как процесс направления от коллектива к личности.
После распада СССР в России открылись возможности не стесненных идеологическими предписаниями педагогических поисков, произошли качественные изменения в школьной политике. Активный поиск совершенствования преподавания ввели учителя новаторы: С.И. Лысенкова, И.Т. Волков, Е.И. Ильин, Т.И. Гончарова и другие. Были разработаны несколько новых методик, одной из которых является методика коллективного способа учебной работы. Суть этой методики заключается в том, что каждый школьник получает возможность расширить свои знания с помощью товарищей. В начале 1990-х годов организовывались экспериментальные школы, которые брали на «вооружение» новые методы, разработанные учителями-методистами.
Таким образом, можно сказать, что к проблеме воспитания коллектива в России обратились не так уж и давно. Первым о необходимости формирования единого коллектива воспитанников заговорил А.С.Макаренко. Только после этого начали разрабатывать методику развития коллектива, которая до настоящего времени остаётся несовершенной.
Смотрите также::
Понятие просодической стороны речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого ...
Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление
В гуманитарных исследованиях конечным продуктом является текст. Это может быть текст разных жанров: устный доклад, учебно-исследовательская работа, письменный текст доклада, статья, текст компьютерной презентации. Как и любой научный текст, текст учебно-исследовательской работы должен отвечать треб ...
Программы по обучению декоративно-прикладному
искусству
Научный интерес к народному искусству как средству воспитания в отечественной педагогике особенно возрос в последние два десятилетия. Именно в это время появляются историко-педагогические работы, освещающие проблемы народной педагогики, включающие и вопросы эстетического воспитания. Ученые справедл ...