Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Профессионально - педагогическое общение: понятие, виды, стили

Профессионально - педагогическое общение: понятие, виды, стили

Страница 4

Ю.Н. Кулюткин определяет творческий характер педагогической деятельности следующими обстоятельствами:

высокой социальной значимостью и неповторяемостью её продукта - сформированной личности обучаемого;

процесс педагогической деятельности, основанный на взаимодействии педагога и обучаемых, не терпит стандарта и шаблона, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса и кончая решением многообразных частных вопросов, возникающих в конкретных ситуациях деятельности и общения с обучаемыми.

Предметом деятельности педагога является деятельность обучаемых, которую ему необходимо организовать, направлять и регулировать в соответствии с целями обучения, воспитания и развития, таким образом, «сверхзадача» педагога - организовать активную деятельность самих обучаемых, направленную на решение учебных или иных задач. Роль педагога заключается в том, чтобы поставить обучаемого в активную позицию человека, не только усваивающего знания, но исследующего и открывающего эти знания для себя.

По мнению Ю.Н. Кулюткина, системообразующим отношением, лежащим в основании общего строения педагогической деятельности, является отношение педагог - обучаемый. Своеобразие деятельности педагога состоит в том, что она строится по типу общения, по типу взаимодействия и коммуникации в системе «педагог - обучаемый». С этой точки зрения, общение выступает как творческий процесс совместного поиска и действия, в результате которого, с одной стороны, развивается личность обучаемого, его интеллектуальные возможности, и с другой стороны, совершенствуется и развивается профессиональное мастерство педагога.

Более того, в этом общении и взаимодействии можно выделить особую позицию педагога - позицию организатора и управляющего. Причём, речь идёт об особом управлении, не авторитарном, основанном на императиве и подавлении, а на управлении, основанном на следующих основаниях:

педагог ставит обучаемого в позицию активного субъекта учения, учебной деятельности;

педагог развивает способность обучаемых к саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю) собственной деятельностью;

организует процесс обучения как решение учебно-познавательных проблем и на основе творческого взаимодействия и диалога с обучаемыми.

Важная роль в процессах педагогической деятельности отводится рефлексивному управлению деятельностью обучаемых. Главный момент рефлексивного управления - это постановка ученика в позицию активного субъекта собственной деятельности и развитие у него способности к самоуправлению.

К наиболее общим управленческим функциям педагога относятся: мотивация обучаемых, регуляция учебной деятельностью, контроль и оценка её результатов.

В учебной деятельности в ходе взаимодействия с педагогом осуществляются процессы формирования самоуправления и саморегуляции обучаемых. Внешние функции управления в процессе нтериоризации переходят внутрь, формируя самоуправление. В таком случае человек выступает для себя и как объект управления ( я-исполнитель), и как субъект управления (я-контролёр), который планирует, организует и анализирует собственные действия.

В педагогическом взаимодействии с детьми нет мелочей - работает все: взгляд, движение глаз, жест и т.п. Потому что преподаватель должен не просто общаться, а общаться профессионально. Мы уже говорили, что основной единицей, структурной клеточкой педагогической деятельности является взаимодействие, общение учителя и учеников. Но часто бывает, что отношения не складываются и рушатся самые изящные педагогические приемы, терпят поражение замечательные методики, не срабатывают архисовременные технические средства обучения. В чем причина? Оказывается, не состоялся контакт личности с личностью.

Если сгруппировать основные трудности, которые нередко возникают в общении со школьниками у начинающего учителя, то получится такая «лестница»:

неумение наладить контакт;

непонимание внутренней психологической позиции ученика;

сложности в управлении общением на уроке;

неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач;

трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к материалу;

сложности в управлении собственным психическим состоянием в общении.

Часто начинающие учителя не могут организовать общение полностью и ограничиваются какой-то одной функцией (стороной) общения. Ведь нередко как бывает: все хорошо — и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок неинтересен. В таких ситуациях часто говорят: нет контакта с классом. Точнее сказать — нет целостного процесса педагогического общения. Налицо познавательная информация, не подкрепленная взаимоотношенческим словом, и поэтому она не становится предметом межличностного взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Недостатки императивного обучения
Традиционно сложившаяся система обучения может быть охарактеризована как императивная. В основе императивного подхода к обучению ребенка лежит «априорно предполагаемое положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению». Ребенок не стал бы учиться, если бы мы его не заста ...

Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важ ...

Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной деятельности дошкольников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной деятельности трактуется неоднозначно: Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственн ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru