Новое в педагогике » Планирование учебной дисциплины как систематизация полученных знаний по предмету » Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Страница 1

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труду, стремление применять знания на практике;

воспитание высоких моральных качеств трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а так же рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы.

Основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда:

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, бытовой труд дома), летнюю работу на полях.

Производственный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производственном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий. Приобщение школьников к производственному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня.

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которые достигаются в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производственного труда.

Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника.

Доступность и посильность трудовой деятельности, непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата.

Разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся.

Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.

Трудовой воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Профессиональная ориентация школьников.

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выбор профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х годов ХХ века.

Профориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты:

Профессиональное просвещение имеет; своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий.

Профессиональная диагностика; осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.

Профессиональная консультация; заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями.

Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Педагогическая система школы — целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru