Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Понятие общения как социально - психологического феномена

Понятие общения как социально - психологического феномена

Страница 2

В.В. Знаков, под общением понимает "такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)".

Представления о несводимости общения к деятельности находят отражение в соответствующих определениях. Приведем одно из них полностью: "Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность".

В структуре общения традиционно принято выделять три компонента: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), поведенческий (Н.Н. Обозов, Я.Л. Коломинский); по другой классификации —гностический, аффективный, праксический (А.А. Бодалев). Б. Ф. Ломов также выделяет три аналогичных компонента, определяя их как информативно-коммуникативный, регуляционно - коммуникативный, аффективно-коммуникативный. Для описания процесса общения используется также четырехэлементная модель (А.А. Реан), в которой структуру общения образуют когнитивно-информационный, регулятивно-поведенческий, аффективно-эмпатийный, социально-перцептивный компоненты.

Г.М. Андреева в структуре общения выделяет три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения (коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Разные авторы выделяют те или иные функции общения. Мы приведем довольно полную классификацию функций, предложенную Л. Карпенко:

контактная (взаимная готовность партнеров по общению к передаче и приему информации);

информационная (получение новой информации и обмен замыслами, мнениями);

побудительная (стимуляция активности партнера по общению, направленная на побуждение его к тем или иным действиям);

координационная (взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности);

достижение взаимопонимания (и смыслового, и эмоционального);

эмотивная (обмен эмоциями);

установление отношений (осознание своего места в системе отношений, статуса, роли);

оказание влияния (изменение состояния, поведения, замыслов личности).

Далее необходимо отметить, что в общении выделяются содержание, цель и средства. Содержание общения — это та информация, которая передается в процессе общения. Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в общении. Цель общения — это то, зачем данная информация передается в процессе общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение может подразделяться на многообразные виды. По содержанию общение бывает материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, мотивами), деятельностное (обмен" действиями, операциями, навыками). По целям общение делится на биологическое (ради поддержания, сохранения и развития организма) и социальное (для укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида). По средствам общение может быть непосредственным (при помощи естественных органов) и опосредствованным (с использованием специальных средств и орудий); прямым (через личные контакты) и косвенным (через посредников). Важнейшими видами общения людей являются также невербальное (без использования естественного языка, т.е. при помощи мимики, жестов, пантомимики и пр.) и вербальное (с помощью языковых средств). Среди видов общения можно выделить также деловое (включенное в какую-либо совместную, продуктивную деятельность) и личностное, инструментальное (не являющееся самоцелью, преследующее какую-то иную цель) и целевое (служащее средством удовлетворения потребности в общении).

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Дидактическая игра как средство развития дошкольников
"Концепция дошкольного воспитания" (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) - ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через "…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих воз ...

Профессиональное самоопределение как основа профессиональной ориентации молодежи
Ситуация выбора профессии непосредственно связана с таким понятием как жизненный план. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Понятие «жизненный план» очень близко к понятию «жизненные цели», но, тем не м ...

Диагностика грамматического строя языка детей со стертой дизартрией
Исследование состояния сформированности грамматического строя языка является диагностическим у детей со стертой дизартрией в плане установления общего недоразвития речи. Целью исследования является установление уровня сформированности синтаксического и морфологического оформления высказывания. Пред ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru