Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Понятие общения как социально - психологического феномена

Понятие общения как социально - психологического феномена

Страница 3

Общение как восприятие людьми друг друга предполагает взаимопонимание между участниками этого процесса. Причем взаимопонимание может трактоваться как понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию; как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. В последнем случае речь идет об установлении отношений особого рода (близости, привязанности), выражающихся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Но в любом из этих вариантов большое значение имеет то, как воспринимается партнер по общению (перцептивная сторона общения). Восприятие другого человека включает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

В процессе общения каждый из партнеров уподобляет себя другому, поэтому восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию. Идентификация здесь выступает, как процесс уподобления, отождествления себя с другим. Близким к понятию «идентификация» является понятие «эмпатия». Эмпатия означает эмоциональное понимание другого. В отличие от процесса идентификации, эмпатия связана со стремлением не рационально, а именно эмоционально откликнуться на проблемы своего партнера по общению.

Не меньшую роль в процессе восприятия другого играет и рефлексия. Термин «рефлексия» довольно часто употребляется не только в психологии, но и в других областях знаний. В данном случае «рефлексия» трактуется как осознание действующим субъектом того, как в действительности он воспринимается и оценивается Другими. В процессе рефлексии формируется представление о том, как партнер по общению понимает тебя.

Общение как коммуникация осуществляется с помощью речи или/и неречевых средств. При этом речь может быть, как уже отмечалось в предыдущих темах, внешней (ориентированной на других) и внутренней (предназначенной для самого себя). Внешняя речь выражается в устной или письменной форме. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь осуществляется в форме лекции, доклада, ораторской речи. Диалоги, в свою очередь, также подразделяются на информационные, дискуссионные, исповедальные и пр. Хотя вербальная речь и является универсальным средством общения, она дополняется употреблением невербальных средств. В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинестику, паралингвистику, проксемику и "визуальное общение.

Кинестика — система средств общения, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику. Паралингвистическая (качество голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическая (включение в речь пауз, сам темп; речи и т.д.) системы - это системы вокализации. Проксемика — нормы пространственной и временной организации общения. И, наконец, визуальное общение — это контакт глазами.

Итак, в самом общем виде можно сказать, что общение — это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Задачи оздоровительной направленности
охранять и укреплять здоровье детей; учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой; формировать умения рационально использовать ресурсы для гармоничного развития личности; учить детей согласовывать свое поведение с факторами внешней природной среды. Задачи образовательной направленн ...

Общие черты систем образованияв развитых странах
Начальная и средняя школа – это базовая область, где фактически формируется личность. Для этих двух ступеней существует максимальное число государственных субсидий и поддержки, устанавливаются стандарты по образовательному минимуму, регламентируются все взаимоотношения учителя, школы, родителей, пр ...

Значение занимательного материала в развитии познавательной активности дошкольников
Занимательный материал – это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru