Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Понятие общения как социально - психологического феномена

Понятие общения как социально - психологического феномена

Страница 3

Общение как восприятие людьми друг друга предполагает взаимопонимание между участниками этого процесса. Причем взаимопонимание может трактоваться как понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию; как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. В последнем случае речь идет об установлении отношений особого рода (близости, привязанности), выражающихся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Но в любом из этих вариантов большое значение имеет то, как воспринимается партнер по общению (перцептивная сторона общения). Восприятие другого человека включает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

В процессе общения каждый из партнеров уподобляет себя другому, поэтому восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию. Идентификация здесь выступает, как процесс уподобления, отождествления себя с другим. Близким к понятию «идентификация» является понятие «эмпатия». Эмпатия означает эмоциональное понимание другого. В отличие от процесса идентификации, эмпатия связана со стремлением не рационально, а именно эмоционально откликнуться на проблемы своего партнера по общению.

Не меньшую роль в процессе восприятия другого играет и рефлексия. Термин «рефлексия» довольно часто употребляется не только в психологии, но и в других областях знаний. В данном случае «рефлексия» трактуется как осознание действующим субъектом того, как в действительности он воспринимается и оценивается Другими. В процессе рефлексии формируется представление о том, как партнер по общению понимает тебя.

Общение как коммуникация осуществляется с помощью речи или/и неречевых средств. При этом речь может быть, как уже отмечалось в предыдущих темах, внешней (ориентированной на других) и внутренней (предназначенной для самого себя). Внешняя речь выражается в устной или письменной форме. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь осуществляется в форме лекции, доклада, ораторской речи. Диалоги, в свою очередь, также подразделяются на информационные, дискуссионные, исповедальные и пр. Хотя вербальная речь и является универсальным средством общения, она дополняется употреблением невербальных средств. В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинестику, паралингвистику, проксемику и "визуальное общение.

Кинестика — система средств общения, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику. Паралингвистическая (качество голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическая (включение в речь пауз, сам темп; речи и т.д.) системы - это системы вокализации. Проксемика — нормы пространственной и временной организации общения. И, наконец, визуальное общение — это контакт глазами.

Итак, в самом общем виде можно сказать, что общение — это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Содержательная основа обучения иноязычному общению на ранней ступени
При обучении иностранному языку дошкольников на ранней ступени встает вопрос о том, что принять за содержательную основу обучения. Традиционный подход к преподаванию иностранного языка на ранней ступени предполагает начинать обучение с использования речевого материала, называющего предметы, окружаю ...

Коллективизм как социальное и психолого-педагогическое явления
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединенная группа. Неудивительно, что оно стало очень не четким, ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Разные авторы дают разные определения коллективу и коллективизму. Коллектив – (от латинского с ...

Последовательность развития чувства коллективизма у школьников
С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Хотя они и схожи с этапами развития коллектива, существуют и определенные различия. Итак, первая ступень развития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, на которой незнакомые или мал ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru