Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность», в том числе и знание избранных страниц мировой литературы, Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года.
Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений.
Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение.
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики – это особенности уроков внеклассного чтения.
Интерес учащихся к урокам внеклассного чтения изменялся на протяжении многих лет. Как указывает В.Г. Маранцман, в 70-80-е гг. наблюдалось некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения, объясняя это их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты.
Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце. 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации. Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остаётся.
Говоря об этапах литературного развития, Маранцман отмечает, что в средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствования читательского восприятия, развития художественного вкуса.
Смотрите также::
Профессиональное самоопределение как основа профессиональной ориентации
молодежи
Ситуация выбора профессии непосредственно связана с таким понятием как жизненный план. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Понятие «жизненный план» очень близко к понятию «жизненные цели», но, тем не м ...
Проявление агрессии в детском возрасте
В психологической литературе понятие «агрессия» определяется как мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативны ...
Словесные методы обучения географии
Речь – важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. В этой группе методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работ ...