Новое в педагогике » Особенности работы по формированию навыка правильного чтения у младших школьников с ОНР » Методика исследования уровня состояния навыка правильного чтения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня

Методика исследования уровня состояния навыка правильного чтения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня

Страница 2

Качественный анализ предполагает классификацию каждой из допущенных ошибок во время чтения. Все обнаруженные ошибки чтения распределяются по следующим группам и фиксируются в сводной таблице.

Ошибки чтения:

· неправильное прочтение окончания независимого слова;

· замена слов по смыслу;

· неправильная постановка ударения;

· замена целых слов по оптическому сходству;

· реверсии слов (прочтение целого слова справа налево);

· нарушение правил орфоэпического чтения;

· смещения и замены;

· непродуктивные повторы;

· количество потерь строки при чтении;

· количество повторов строки при чтении;

· смена направления чтения (справа налево)

1. Определение скорости чтения.

Скорость чтения фиксируется с помощью секундомера. Отсчет времени ведется от начала текста, не включая его название. Определение скорости чтения у каждого школьника осуществляется путем подсчета количества знаков (букв) воспроизведенных за одну минуту при прочтении текста.

Оценка скорости происходит в процессе обследования чтения, результат заносится в сводную таблицу.

Оценка:

5 баллов – больше 45 слов; 4 балла – 35 – 45 слов; 3 балла – 25 – 34 слова; 2 балла – меньше 25 слов; 1 балл – меньше 20 слов.

2. Определение осознанности прочитанного.

Для оценки понимания прочитанного предлагаются следующие варианты заданий:

а). Пересказать прочитанное.

б). Выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному из ряда предложенных.

в). Ответить на вопросы.

Анализируя данные полученные в результате обследования сформированности познавательных процессов, мы выявили, что произвольная память у трех учащихся находится выше среднего уровня, у одного школьника на среднем уровне и у двух мальчиков ниже среднего.

Развитие непроизвольной памяти у трех детей на низком уровне, а у трех учеников на среднем.

Уровень сформированности мышления так же оказался на достаточно низком уровне у четырех из обследуемых школьников и только у двух детей на среднем уровне.

Внимание, как и другие познавательные процессы, недостаточно развито, а именно: средний уровень у двух детей (Кирилл Ч. и Аня З.), низком уровне тоже двое детей (Настя Т. и Саша П.), а у Максима К. и Андрея П. уровень внимания оказался очень низким.

Изучение результатов обследования внимания, мышления и памяти мы отобразили гистограммах .

Анализ сформированности процесса чтения детей показал следующее (см. Таблица 1).

Качественный анализ таблицы 1 указывает, что из 6 обследуемых детей были выявлены школьники с разными показателями по способам чтения (от буквенного чтения до чтения целыми словами).

Так, в частности, 1 ребенок от общей выборки обследованных владеет плавным чтением словосочетаниями и словами, 1 младший школьник читает в основном целыми словами, и лишь отдельные слова по слогам, 2-е участников эксперимента читают по слогам, однослоговые слова целым словом и 2 ученика читают отрывисто слогами, часто повторяя прочитанное для того, чтобы понять смысл, чтение часто сопровождалось комментариями.

Таблица 1. Показатели способов чтения детей

Фамилия Имя учащегося

Способы чтения

Плавное чтение словосочетаниями и словами

Плавное чтение словами с переходом в некоторых случаях на слоги и слияния

Плавное чтение слогами и слияниями

отрывистое чтение слогами, чтение по буквам, отказ от чтения.

Саша П.

+

Кирилл Ч.

+

Настя Т.

+

Андрей П.

+

Аня З.

+

Максим К.

+

При чтении Максим К. повторял слоги (го – лу – б – го – луб – ка), звуки (ру – чи – чь – ю – ручью), пропуская окончания, заменяя слова, добавляя звуки. Понимание сложных слов, таких как захлестнула, захлопнуть, вспорхнула, бывало затруднено.

У Андрея П. наблюдалось побуквенное чтение, затруднено слияние звуков в слоге, замена букв, имеющих одинаковые элементы (вместо П читал Н или Т, вместо Ш – Щ), замены звуков, сходных акустически и артикулярно (Б – П, С – Ш, Ж – Ш), замены звуков связанных с неправильным произношением отдельных звуков (вместо Р – Й, Л – В). Как следствие этого – нарушение понимания смысла прочитанного.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Взгляды зарубежных представителей педагогики
История педагогики изучает и освещает развитие педагогической теории в той общественно-политической обстановке, в которой она развивается. Наряду с вопросами о всестороннем развитии ребёнка, важное внимание уделяется проблеме развития индивидуально-творческих возможностей. Впервые этот вопрос рассм ...

Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания нагляд ...

Отметка в семейной жизни школьника
Ребенка, посещающего школу, дома обычно встречают вопросом о том, какую отметку он сегодня получил. Со времени начала обучения школьная отметка становится мощным регулятором отношений внутри семьи. Каким образом это будет осуществляться, зависит от того, насколько родители смогут ее раскрыть, осмыс ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru