Новое в педагогике » Особенности работы по формированию навыка правильного чтения у младших школьников с ОНР » Методика исследования уровня состояния навыка правильного чтения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня

Методика исследования уровня состояния навыка правильного чтения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня

Страница 2

Качественный анализ предполагает классификацию каждой из допущенных ошибок во время чтения. Все обнаруженные ошибки чтения распределяются по следующим группам и фиксируются в сводной таблице.

Ошибки чтения:

· неправильное прочтение окончания независимого слова;

· замена слов по смыслу;

· неправильная постановка ударения;

· замена целых слов по оптическому сходству;

· реверсии слов (прочтение целого слова справа налево);

· нарушение правил орфоэпического чтения;

· смещения и замены;

· непродуктивные повторы;

· количество потерь строки при чтении;

· количество повторов строки при чтении;

· смена направления чтения (справа налево)

1. Определение скорости чтения.

Скорость чтения фиксируется с помощью секундомера. Отсчет времени ведется от начала текста, не включая его название. Определение скорости чтения у каждого школьника осуществляется путем подсчета количества знаков (букв) воспроизведенных за одну минуту при прочтении текста.

Оценка скорости происходит в процессе обследования чтения, результат заносится в сводную таблицу.

Оценка:

5 баллов – больше 45 слов; 4 балла – 35 – 45 слов; 3 балла – 25 – 34 слова; 2 балла – меньше 25 слов; 1 балл – меньше 20 слов.

2. Определение осознанности прочитанного.

Для оценки понимания прочитанного предлагаются следующие варианты заданий:

а). Пересказать прочитанное.

б). Выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному из ряда предложенных.

в). Ответить на вопросы.

Анализируя данные полученные в результате обследования сформированности познавательных процессов, мы выявили, что произвольная память у трех учащихся находится выше среднего уровня, у одного школьника на среднем уровне и у двух мальчиков ниже среднего.

Развитие непроизвольной памяти у трех детей на низком уровне, а у трех учеников на среднем.

Уровень сформированности мышления так же оказался на достаточно низком уровне у четырех из обследуемых школьников и только у двух детей на среднем уровне.

Внимание, как и другие познавательные процессы, недостаточно развито, а именно: средний уровень у двух детей (Кирилл Ч. и Аня З.), низком уровне тоже двое детей (Настя Т. и Саша П.), а у Максима К. и Андрея П. уровень внимания оказался очень низким.

Изучение результатов обследования внимания, мышления и памяти мы отобразили гистограммах .

Анализ сформированности процесса чтения детей показал следующее (см. Таблица 1).

Качественный анализ таблицы 1 указывает, что из 6 обследуемых детей были выявлены школьники с разными показателями по способам чтения (от буквенного чтения до чтения целыми словами).

Так, в частности, 1 ребенок от общей выборки обследованных владеет плавным чтением словосочетаниями и словами, 1 младший школьник читает в основном целыми словами, и лишь отдельные слова по слогам, 2-е участников эксперимента читают по слогам, однослоговые слова целым словом и 2 ученика читают отрывисто слогами, часто повторяя прочитанное для того, чтобы понять смысл, чтение часто сопровождалось комментариями.

Таблица 1. Показатели способов чтения детей

Фамилия Имя учащегося

Способы чтения

Плавное чтение словосочетаниями и словами

Плавное чтение словами с переходом в некоторых случаях на слоги и слияния

Плавное чтение слогами и слияниями

отрывистое чтение слогами, чтение по буквам, отказ от чтения.

Саша П.

+

Кирилл Ч.

+

Настя Т.

+

Андрей П.

+

Аня З.

+

Максим К.

+

При чтении Максим К. повторял слоги (го – лу – б – го – луб – ка), звуки (ру – чи – чь – ю – ручью), пропуская окончания, заменяя слова, добавляя звуки. Понимание сложных слов, таких как захлестнула, захлопнуть, вспорхнула, бывало затруднено.

У Андрея П. наблюдалось побуквенное чтение, затруднено слияние звуков в слоге, замена букв, имеющих одинаковые элементы (вместо П читал Н или Т, вместо Ш – Щ), замены звуков, сходных акустически и артикулярно (Б – П, С – Ш, Ж – Ш), замены звуков связанных с неправильным произношением отдельных звуков (вместо Р – Й, Л – В). Как следствие этого – нарушение понимания смысла прочитанного.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Российское законодательство в области развития физической культуры и спорта
В России пока еще отсутствует целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации, этот вывод транслируют сами законодатели. В официальном Обращении Совета Федерации ФС РФ к органам государственной власти (2006 г.) особо подчеркивается, что в стране сложилась острая сит ...

Требования, предъявляемые к оратору
Главное качество оратора – умение публично мыслить – неотделимо от умения выбрать наиболее яркие слова, помогающие максимально точно выразить свою мысль. Значение этого умения столь велико, что мастерство оратора нередко сводится к языковой культуре, а в ней, в свою очередь, на первое место ставитс ...

Система работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения
При прохождении практики мы осуществляли работу коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения. В связи с этим, нами подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, произносительность, правильность речи детей ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru